Деваться некуда: Кремль ставит на Буша

Аналитики в Москве предсказывают победу Буша на выборах. Бушу симпатизирует и российский президент. Впрочем, по мнению наблюдателей, процесс отчуждения США от России будет развиваться при любом исходе выборов




Нынешнюю президентскую гонку в США наблюдатели расценивали как довольно нервную, напряженную и непредсказуемую. Последние опросы американских СМИ не отмечали серьезного перевеса сил ни на стороне Джорджа Буша, ни на стороне Джона Керри. Опрос Reuters показывал, что действующего главу Белого дома готовы поддержать 46% избирателей, а его оппонента – 47%. Наоборот, опрос газеты Washington Post предсказывал победу Бушу – 49:48. Выделялся из общего ряда журнал Newsweek, прогнозировавший убедительную победу Буша (50 против 44).

Анализируя расстановку сил по отдельным штатам, наблюдатели заявляли о том, что Буш победит в 23 штатах и, таким образом, получит голоса 197 выборщиков. Керри, в свою очередь, имеет неоспоримое преимущество в 13 штатах со 178 выборщиками. Судьбу нынешних выборов, по мнению американских наблюдателей, решит голосование в Огайо, Висконсине, Миннесоте, Айове, Нью-Мексико и Флориде.

По сообщению Washington Post, компьютерные модели, разработанные в США для прогноза исхода предстоящих президентских выборов, предсказывали возможную "ничью", когда Джордж Буш и Джон Керри получат одинаковое число голосов выборщиков. В случае такой "ничьей" по конституции США выборы президента будут проводиться на специальном заседании палаты представителей конгресса, а выборы вице-президента – на заседании сената. Политологи заявили о том, что получение кандидатами в президенты одинакового числа голосов выборщиков будет более выгодно для Буша, так как у республиканцев имеется большинство в палате представителей конгресса и главе Белого дома в этом случае практически гарантирован второй президентский срок.

В то же время, в Москве две недели назад были высказаны надежды на то, что любой исход выборов в США не повлечет за собой паузы в российско-американских отношениях. Посол РФ в США Юрий Ушаков, текст заявления которого был размещен на официальном сайте МИД, заявил, что "сохранившая власть администрация анализирует итоги прошедших лет, вносит коррективы и даже меняет приоритеты". Но в случае, если в Белый дом приходит новый президент, "возникает соблазн многое сделать иначе, чем предшественник. И в том и в другом случае этот щепетильный момент может нежелательным образом отразиться на двусторонних отношениях – привести к паузе в их развитии". В этой связи, отметил Ушаков, задача России – "постараться обеспечить преемственность и хороший темп в диалоге, чтобы не было никаких пауз и не приходилось после инаугурации начинать все как бы заново". Особенно важно, по словам главы российской дипмиссии, чтобы и впредь партнерство России с США опиралось на четыре столпа: борьбу с международным терроризмом и другими новыми вызовами, решение "нераспространенческих" задач и поддержание стратегической стабильности, урегулирование кризисов и региональных конфликтов и обеспечение энергетической безопасности мировой экономики.

Между тем другие эксперты пытались спрогнозировать последствия громких заявлений, прозвучавших в последнее время – а именно, реплику российского президента о том, что поражение Буша будет на руку террористам, и недавнее видеообращение Усамы бен Ладена. Последний, по мнению экспертов, добавил очков Джоржду Бушу, причем, возможно, пошел на этот шаг вполне осознанно. Некоторые аналитики склонялись к тому, что бен Ладену (кстати, как и Путину) гораздо комфортнее видеть на посту следующего президента США "знакомое лицо", тактика и стратегия которого более или менее предсказуемы. Впрочем, другие эксперты высказывали предположение о том, что "пиар" бен Ладена выйдет Бушу боком – с тем же успехом Шамиль Басаев мог бы, например, призвать россиян голосовать за Путина.

В заявлении Путина, сделанном им 18 октября в Душанбе, по мнению экспертов, также может быть немало скрытых мотивов. Как заявил "Yтру" заместитель директора Института США и Канады Виктор Кременюк, "конечно, его заявление беспрецедентно, таких вещей не делают. Но это своего рода подстраховка. В Кремле понимают, что в случае победы Керри отношения между Москвой и Вашингтоном не улучшатся, а могут даже ухудшиться из-за того, что появится дополнительный груз в виде проблемы идеологического характера. Так вот, в случае победы Керри можно будет объяснить ухудшение отношений между Россией и США обидой Керри на это не очень тактичное заявление Путина. А если победит Буш, то высказанная Путиным поддержка, возможно, поможет немного разморозить отношения и хотя бы отчасти вернуть былую теплоту".

Что касается внешнеполитических приоритетов США в случае победы Буша либо Керри, по мнению Виктора Кременюка, возможны следующие варианты. В случае победы Буша следует ожидать перемен в сторону известного ужесточения американского курса, более серьезного, обстоятельного стремления США играть роль лидера. "Будет меньше дипломатии, больше нажима, больше требовательности по отношению к союзникам и партнерам, – предполагает Кременюк. – Буш и без того никогда не отличался мягкостью, о нем всегда говорят, что он очень требователен, ведет себя достаточно императивно, не слушает возражений, приезжает всегда, заранее зная, как должна завершиться встреча. Это даже на Путина распространяется. Вот этот стиль Буша, как мне кажется, должен еще больше "забронзоветь", если он победит на этих выборах. Это означает, что обязательно возникнут какие-то проблемы в отношениях между Америкой и ближайшими союзниками, партнерами, потому что эта манера раздражает. Это не то, что европейцы или Россия хотели бы услышать со стороны США".

Внутриполитические российские вопросы, по словам Кременюка, будут присутствовать в качестве "рояля в кустах": "Всякий раз, когда нужно будет оказать давление на Россию или попугать ее, покритиковать, будут возникать вопросы прав человека, Чечни, "ЮКОСа", СМИ и прочее. Реальные отношения будут развиваться вокруг того, что мы назовем прагматическими вопросами: Закавказье, Украина, Каспийский регион, Персидский залив, Ирак, Иран, Корея. Вот в этих вопросах Америка, естественно, будет настаивать на своих решениях, а Россия мало что сможет противопоставить давлению Америки". По вышеперечисленным вопросам США будут требовать, в первую очередь, учета американских интересов. "Например, сейчас консорциум начинает разрабатывать нефть, которая в следующем году должна пойти по Транскавказскому трубопроводу в Турцию и на Запад, – напомнил Кременюк. – От России будут требовать, чтобы она не вмешивалась в дела Грузии, чтобы Саакашвили мог укрепить свой режим, потому что для трубы, естественно, нужно стабильное предсказуемое политическое окружение".

Что касается взаимодействия США и России в борьбе с терроризмом, по словам Кременюка, это наименее предсказуемая область. "Шума и заявлений много, а вот как дело дошло до конкретики, так сразу все и разошлись. Да, им не нравится то, что происходит в Чечне, но они пока молчат: Бушу неудобно было говорить об этом в период кампании. В целом, если Путин и Буш не будут перехлестываться, если они найдут себе объект типа Афганистана, то, конечно же, они вполне могут координировать свою политику и продолжать наслаждаться компанией друг друга и дальше. Если речь пойдет об Иране, они тут же разбегутся и разругаются вдрызг, потому что для нас Иран – важный партнер, а для американцев – объект давления".

Впрочем, в случае победы Керри рассчитывать на улучшение российско-американских отношений точно не приходится. "Демократы в целом и Керри в частности настроены по отношению к России значительно менее дружелюбно, чем Буш. Им не нравится то, что происходит в России, и они это не скрывают, – считает Виктор Кременюк. – Им кажется, что в России под шум разговоров о каких-то преобразованиях на самом деле идет восстановление квазисоветской системы. Мне кажется, демократы готовы придать этому большое значение и, может быть, даже угрожать объявлением России чем-то вроде врага. Не думаю, что речь может идти о втором издании "холодной войны", но будет попытка внести ясность в международные отношения, отметив, мол, что некоторые страны нарываются на роль изгоев, и США будут себя соответственно с этими странами вести. Поэтому я в случае победы Керри не ожидаю никаких смягчающих вещей в отношениях между Россией и США, наоборот, мне кажется, ситуация должна ухудшиться".

С другой стороны, в случае победы Керри в наследство ему достанется столько нерешенных проблем, что до России он дойдет не сразу. Несмотря на то, что при Буше экономика начала расти, существуют проблемы безработицы, бюджетного дефицита, социальной защиты отдельных категорий населения, которые Буш не решал и не решил. "Это нужно будет брать на себя Керри, – считает Виктор Кременюк. – Встанет проблема приоритетов, бюджет же не резиновый. Керри, вероятно, будет резать оборонные расходы, расходы на внутреннюю безопасность, с тем, чтобы увеличить расходы на "социалку". Это, конечно, будет вызвать напряженность и в Конгрессе, и в отношениях внутри самих ведомств".

Буш, который в случае победы столкнется с теми же проблемами, возможно, будет решать их иначе. "Нужно будет придумывать какие-то программы, может быть, даже в "оборонке", с тем, чтобы хоть отчасти рассосать безработицу, – предположил Виктор Кременюк. – Проблема бюджетного дефицита также встанет очень остро. Буш соорудил этот дефицит, повысив военные расходы в связи с Ираком и одновременно отказавшись увеличивать налоги. Нужно будет искать решения, принимать какие-то заимствования, а это уже будет зависеть от того, согласится ли деловой мир пойти на большие заимствования в пользу государства или нет, пойдут ли на это зарубежные кредиторы. В общем, возникнут проблемы такого порядка, в решении которых Буш, честно говоря, не силен. Для этого у него команда слабовата, она больше ориентирована на какие-то силовые вещи и в меньшей степени на экономику и финансы".

Виктор Кременюк осторожен в прогнозах касательно того, чью победу Москва могла бы однозначно интерпретировать как неоспоримое благо для российско-американских отношений. "С Бушем вполне можно разругаться, как и с Керри, и наоборот. Ни тот, ни другой, я думаю, какими-то особыми симпатиями к России не отличаются. Просто для Буша важны одни проблемы – прагматические, проблемы внешней политики, там, где мы споткнулись (Иран, Каспийский регион, Закавказье, Украина и так далее). А для Керри важны другие проблемы: права человека. СМИ и прочее. Хотя и первый круг проблем тоже не отменяется. Просто в том или ином случае исхода выборов разные акценты будут придаваться разным спорным вопросам наших взаимоотношений", – сказал он.

По мнению директора Института стратегических исследований Андрея Пионтковского, при любом исходе выборов в США "ничего серьезного в американской политике не изменится по самым главным вопросам: Ирак, терроризм, отношения с союзниками, а тем более по отношению к России". "Поверьте, это совершенно периферический предмет для американской внешней политики и американской политической элиты", – заявил он "Yтру". Мнение о том, что демократы более чувствительны в проблематике прав человека и будут "гадить" нам по этим вопросам, Пионтковский назвал преувеличением. "Охлаждение к России идет по всему фронту американского истеблишмента. Что нас спасает немного сейчас, так это личные отношения Путина и Буша, – считает Пионтковский. – Но и Буш начал делать нам мягкие замечания. Вопрос в другом: почему мы сами себя ставим в такое положение, что по правам человека нам должны "гадить"? Да, демократы нас больше критикуют по правам человека, ну и что? С нас эта критика как с гуся вода". Впрочем, Пионтковский согласился с утверждением о том, что процесс отчуждения США от России при Керри пойдет все же быстрее, чем при Буше.

Кроме того, по мнению Пионтковского, вопрос о том, что произойдет в случае победы Керри, чисто академический. "Победит Буш, и я могу объяснить, почему, – сказал он. – Керри очень слабый кандидат как коммуникатор. Если Клинтону можно поставить 100 по стобалльной системе искусства коммуникации, то у Керри просто ноль. Буш – простоватый парень, интеллектуалы говорят, глуповатый, но американцы его воспринимают как своего. Он более теплый, если хотите. А Керри очень холодный и механический. Но не в этом дело. Керри очень убедителен, когда говорит про ошибки Буша, совершенные ранее. Мол, не надо было вторгаться в Ирак и так далее. Кстати, не стоит забывать о том, что война в Ираке важна не только для Америки, но и для всего мира. Если американцы будут вынуждены уйти из Ирака, это будет громадная геополитическая катастрофа, прежде всего, для России. Тогда Запад уйдет и из Афганистана, и весь этот громадный регион, от Ближнего Востока до Пакистана, станет резервуаром экстремистских сил исламского джехада. И вся эта пассионарная энергия торжествующего ислама двинется через ту же Среднюю Азию, через Кавказ, против России... Так вот, Керри рассуждает о прошлом – но он совершенно беспомощен, когда рассуждает о том, что делать сейчас. В Америке традиционно 40% голосуют за республиканцев, 40% – за демократов. Борьба сейчас идет за неопределившихся американцев, далеких от политики вообще, редко участвующих в выборах, проживающих где-то в штатах Среднего Запада. Простой американец всей этой высоколобой демагогии Керри не понимает. Он знает простые вещи: "наши" парни воюют с каким-то мерзавцами, которые отрезают головы, убивают мирных жителей. Значит, наши парни делают правильное дело, и, в принципе, Буша нужно поддержать. И вот эта неопределившаяся, сельская Америка внесет решающий вклад в победу Буша с минимальным преимуществом".

Выбор читателей