"Голубой петух" зажег по полной

Галкин и Петросян возглавили затяжную новогоднюю атаку на зрителей: их приятные во всех отношениях лица можно было увидеть в 80% передач. Немного отстали от них могучие формы глубоко несчастного артиста Данилко




Закончилась самая безумная телегонка в истории российского эфира. После принятия думцами фантастического закона о зимних каникулах, достойного, из-за своей бессмысленности, отдельной статьи, телеканалы были поставлены в столь неудобную позицию, что, боюсь, до сих пор роняют скупые слезы и подсчитывают потери.

За две недели января им пришлось выдать квартальный запас хитов в самом востребованном жанре на ТВ – развлекательном юмористическом шоу. В наступающем году Голубого Петуха, видимо из-за этого веселого названия, было решено зрителя защекотать до смерти. И если до сих пор новогодними "огоньками" правил пугачевско-кирокоровский клан, то в этом году его впервые мощно задвинул по всем статьям клан дубовицко-петросянский.

Нет, конечно, новогодние концерты на первых двух кнопках отличались только появлением одних и тех же шоу-звезд в разной последовательности. На "Первом" в какой-то момент спела Пугачева, эта маленькая личная победа Эрнста над Добродеевым, впрочем, традиционная. В остальном оценивать качество салатно-пирожковых кривляний певцов и певиц по сотому разу не имеет смысла. Им, этим кривляниям, далеко до кривляний пары десятков "юмористов", оккупировавших эфир на последующую неделю настолько плотно, что вспомнить о чем-либо еще, кроме этой вакханалии юмора, очень трудно.

Возглавляли смеховую атаку на зрителя Максим Галкин и Евгений Петросян: их приятные во всех отношениях лица можно было увидеть в 80% передач. Опять-таки, не буду никого критиковать. Рейтинги в течение года показывают, что с "Кривым зеркалом" и "Аншлагом" никто соперничать не может, даже не смотря на правительственные окрики, мол, пора заканчивать "дебилизацию страны". На самом деле, никто из тех, у кого есть хотя бы малейшие представления об экономических механизмах, работающих на телевидении, не сможет бросить камень в магнатов, гребущих свои миллионы от рекламы в эти дни и в этих программах. Это не только всевозможные "откаты" на покупку яхт и особняков, но и реальные деньги, которые позволяют крутить в эфире голливудские блокба$теры – всякие почти новые "Спайдермены", а не только рязановские комедии, от которых зритель отвернется уже на титрах.

Поэтому сокрушаться не будем. Зафиксируем лишь тот факт, что юмористический цех настолько уверенно конкурирует с певческо-эстрадным, что самым модным человеком первой кнопки, предваряющим своим концертом президентское выступление, окончательно заделался г-н Галкин. На эстраде этому успеху соответствует лишь один человек – Андрей Данилко, более известный под сценическим псевдонимом Верка Сердючка. Вот этот союз псевдоинтеллигентного пародиста и отвязного фрика и возглавил новогодние празднования Голубого Петуха.

Не было ни одного концерта, кроме совсем уж маргинальных "говнороковых" (вроде тех, что затевает второй год РЕН-ТВ и, отчасти, НТВ усилиями Михаила Козырева с "Нашего радио"), где эти персонажи не явили бы своих достижений новейшего эстрадного искусства. Что достигается таким взаимодействием, понятно. В Галкине мы видим современного Аркадия Райкина, лояльного начальству "смешного" пародиста, а Сердючка одновременно соединяет в своем образе тягу забухавшего на пару недель народа к половым извращениям, подсознательную любовь в соседней Украине, несмотря на тамошнюю революцию, и жалость к убогим. Мужик в бабьей шубе, с сиськами, и пляшет. Так может себя вести только очень несчастный человек.

Таким образом, бьем сразу двух зайцев – отметаем обвинения в дурновкусии (Галкин со товарищи) и в великорусском шовинизме и сексизме. Пошли все на фиг.

Причем я верю рейтингам. Вот если кто говорит, мол, мы на Новый год выключили телек и уехали на Гоа, а другие смотрели все ночи напролет филармонические концерты по "Культуре", – просто гляньте на количество свободных мест в "Олимпийском" или "России", откуда идут бесконечные трансляции. Не удивлюсь, если там организована специальная служба: ходят люди с тряпочками и протирают сидения кресел после концертов, так публика веселится. До рвоты и еще чего похуже.

Короче, всем понятно, что нашему народу это в кайф, когда хлеб на столе, а зрелища – в ящике. И Кобзона не остановить, и "Фабрику звезд" уже не переделаешь, и народ, в XXI веке от всего этого балдеющий, заново не народишь. Уж какой есть. А эстрада, как известно, нужна для заполнения пауз между рекламными роликами.

Отмечу лишь мелкие недочеты. Идея делать к каждому Новому году особые концептуальные шоу, вроде "Старых песен", ушла в небытие. Идея снимать новогодние кинофильмы, особливо руками известных авторов – тоже. Зато процветает идея ставить музыкальные телефильмы с участием шоу-звезд.

На сей раз в новогоднем пуле мною были замечены новейшие "12 стульев" и "Сорочинская ярмарка". Объединяет их то обстоятельство, что ни одного шлягера оттуда ни вы, ни я не вспомним при всем желании. А персонажей почти всех можно свободно переставлять туда-сюда без ущерба для действия. И лишь авторы бессмертных сюжетов тихо ворочаются во гробах.

Слегка отличаются, правда, эрнстовские "12 стульев", но, к сожалению, далеко не в лучшую сторону. Не знаю, зачем директору "Первого" понадобилось брать для новогоднего проекта великую вещь Ильфа и Петрова, многократно поставленную как в кино, так и на телевидении, да еще и таким мэтрами, как Гайдай, Захаров. Что в ней такого празднично-рождественского? Более того. Недавно успешно провалился в Москве и мюзикл на ту же тему, так нет, мало им! Николай Фоменко в роли Бендера и Илья Олейников – Киса выглядят не просто хуже всех без исключения кинопредшественников. Эти артисты уже не воспринимаются помимо своих шоу-масок. Как актеры они не могут конкурировать не только с прославившими свои персонажи предшественниками, но и подражают им грубо, убого. И, что обиднее всего, совершенно не смешно. Потому что одновременно вести какое-нибудь идиотское телешоу, профессионально гонять на машине, петь в плохом ансамбле и "стэндапить" в клубах, а потом изображать вершину советской сатирической иконографии невозможно. Провалу способствует плохая, невнятная музыка, костюмы и декорации, содранные с фильма Захарова, реплики, осовремененые в дурную сторону. Короче говоря, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже и, как на зло, очень напоминает "Аншлаг" и "Городок" в одном флаконе.

Что касается "Сорочинской ярмарки", то это уже непонятно какой по счету провальный проект продюсерского клана Меладзе, интерес к которому заканчивается ровно после праздников. Несмотря на присутствие Сердючки. Вопрос: кому нужно смотреть на этот эрзац, если есть "живая" Верка во всех концертах? Зачем ее гримировать под другую бабу? Тупое клонирование проверенного образа размывает впечатление, а не усиливает. Данилкой был придуман клевый фрик, успех ошеломительный, так нет, как в анекдоте, надо из дохлого кота последнюю каплю выцедить.

В общем, остается добавить, что вся эта "петушиная" вакханалия дико контрастировала с постоянными сообщениями агентств о трагедии в Юго-Восточной Азии, где цунами унесло десятки тысяч жизней. Включая телевизор, мы или должны были кататься по полу от смеха или ловить себя на мысли, что нам глубоко пофигу, что там в мире творится. Не траур же устраивать, как вот во Франции. Показали все серии "Места встречи" в два приема, показали какой-то невнятный сериал про войну и любовь, по воспоминаниям Петра Тодоровского, "Курсанты" называется – и все, выполнили долг памяти о героях. А в остальное время – смейся, страна, до колик.

Слава Богу, что каникулы вчера закончились.

Выбор читателей