Политическая карьера Масхадова не удалась

Главарь боевиков до последнего дня не терял надежду предстать не только перед западными борцами за демократию, но и перед российскими властями в роли политика. Пока из среды чеченских террористов на роль нового переговорщика выдвинуть некого




Официальные доказательства смерти Масхадова. Кадры

Аслан Масхадов до последнего дня не терял надежду предстать не только перед западными борцами за демократию, но и перед российскими властями в роли политика. Только с начала этого года он несколько раз возобновлял призывы к переговорам с российскими властями, и в то же время угрожал новыми терактами. Суть его обращений всегда сводилась к одному и тому же.

Так, буквально за несколько дней до гибели в интервью неким корреспондентам западных информагентств он в очередной раз напрашивался на встречу с Путиным, чтобы провести "честный диалог с глазу на глаз". Лидер боевиков утверждал, что 30 минут будет достаточно, чтобы остановить войну в Чечне. И, как всегда, предупреждал, что в случае отказа Кремля, его "моджахеды будут стоять до конца и пламя пожара этой войны охватит весь Северный Кавказ".

"Предлагая мир, мы вместе с тем готовы и к войне", – говорил он в обращении, появившемся 23 февраля на сайте чеченских сепаратистов. Видимо воодушевил Масхадова недавний успех – в начале февраля почти исполнилась его мечта о большой политике: лидеру экстремистов дали высказаться не только в российской прессе, но и на телевидении, причем на федеральном канале. В интервью газете "КоммерсантЪ", а также на сепаратистских сайтах, Масхадов выступил с обращением к руководству России и мировому сообществу. "Президент Ичкерии" утверждал, что именно по его приказу "вооруженные силы" республики прекратили нападения на федеральные войска, чем продемонстрировали готовность своих руководителей к диалогу. Все бы хорошо, только боевики следующей же ночью это перемирие нарушили, убив милиционера в Гудермесском районе Чечни. Похоже, "главнокомандующий" преувеличил степень своего влияния на "вооруженные силы".

Да и глава Чечни Алу Алханов на своей пресс-конференции назвал это заявление Масхадова полным блефом: "У нас нет никаких оснований принять за чистую правду его очередное высказывание о прекращении террора. Если Масхадов и Басаев действительно готовы прекратить террор, то для этого не надо ставить условий, а необходимо обратиться в правоохранительные органы и сдаться".

На "Первом канале" российского ТВ появилось выступление, которое тележурналисты позаимствовали у коллег с канала Al Jazeera. Общий его смысл был, конечно, негативный. В частности, Масхадов рассказывал, как он уважал и любил покойного Абу аль-Валида, эмиссара "Аль-Каэды" в Чечне. Также лидер сепаратистов говорил, что на их стороне воюют "добровольцы" из арабских стран, то бишь наемники. Тем не менее сам факт того, что организатор терактов появился в прайм-тайм на голубом экране, заставил многих задуматься. Возникали предположения о том, что переговоры действительно могут состояться.

Да и советник президента России по проблемам Северо-Кавказского региона Асланбек Аслаханов на недавней пресс-конференции заявил, что считает переговоры в Чечне необходимыми. Правда, он говорил, что вряд ли "после последних терактов кто-либо будет иметь моральное право предлагать мирные переговоры с Масхадовым". В качестве переговорщиков он видел 15-20 человек, которые пользуются уважением и у мирных чеченцев, и у боевиков и аналогичное количество" сепаратистов, "против которых федеральные органы власти не возбудили уголовных дел, которые не запятнали себя бандитизмом, похищениями людей, истязаниями".

Так или иначе, политической карьере Масхадова уже не суждено осуществиться, Басаев же в последнее время об этом и не думал. Зато силовым ведомствам РФ предстоит теперь хорошо подумать, как нейтрализовать самого "отмороженного" террориста, который в своей жестокости не остановится ни перед чем.

Эксклюзив: Масхадов в своем горном убежище. Архивные кадры

Выбор читателей