"Президент Ичкерии" прятался в жалком подвале

Лидера экстремистов не спас тот образ жизни, который он вел на протяжении последних лет. Вместо боя на горной базе, окруженной спецназом и обстреливаемой ракетами, экс-президент Ичкерии как-то по-босяцки сгинул в подвале


Фото AP



Официальные доказательства смерти Масхадова. Кадры

Подвал как типичная могила моджахеда

Через несколько часов после обнародования информации о смерти Масхадова появились первые версии того, как это произошло. По одной из них, официальной, озвученной представителем РОШ Ильей Шабалкиным, операцию в райцентре Толстой-Юрт, расположенном неподалеку от Грозного (15 минут езды на автомобиле), провели специалисты групп антитеррора ФСБ (то есть "Альфы" и "Вымпела"). Оперативники вычислили подвал, где спрятался Масхадов, а уж остальное оказалось делом техники. Правда, взять живьем экс-полковника Советской армии не удалось. "Операцию проводило ФСБ. С 8:00 мск шла отработка оперативной информации республиканского управления ФСБ, действовал спецназ, силы МВД обеспечивали кольца оцепления, – так прокомментировал "Yтру" операцию силовиков по уничтожению лидера сепаратистов начальник штаба чеченского ОМОН Бувади Дахиев. – Я бы назвал все это красивой оперативной работой. Масхадов убит, в плен взяли троих его людей, не рядовых исполнителей, а тех, кто расскажет очень многое. Прятались они в бункере. На мой взгляд, это далеко не самый "крутой" бункер, скорее обычный подвал одноэтажного дома из красного кирпича. Вход в подземелье располагался со двора. ОМОН за эту кампанию достаточно повидал бункеров с биотуалетами, операционными, спальнями и т.д., откуда выкуривали арабов и других. В Толстом-Юрте Масхадов прятался во времянке – в подвале не было света, какое-то подобие лежанок. Примитивное убежище его не спасло".

По другой версии, озвученной первым вице-премьером Чечни Рамзаном Кадыровым, Масхадова по неосторожности убил его же телохранитель. Хотя убивать экс-президента Ичкерии, якобы, не собирались, так как бережно хранили для него "должность" командира роты или взвода в Службе безопасности президента Чечни. По словам вице-премьера, в операции по нейтрализации лидера экстремистов принимали участие несколько сотрудников СБ. Таинственности подпустило и еще одно сообщение – о том, что на самом деле Масхадова ликвидировали два дня назад. Якобы, о том, где находится президент Ичкерии, окружению Кадырова стало известно от захваченных в плен боевиков. Группа кадыровцев выдвинулась на место и ликвидировала главаря, но Рамзан Кадыров не захотел брать на себя гибель Масхадова. Однако все это, скорее, похоже на чью-то не совсем умелую попытку выдать желаемое за действительное. К примеру, летом 2001 г. после ликвидации полевого командира Арби Бараева в селе Алхан-Кала под Грозным несколько силовых структур оспаривали пальму первенства в проведении этой операции. Возможно, "поспорят" и за Масхадова. На этом фоне самым откровенным выглядел глава МВД Чечни Руслан Алханов, признавший факт уникальности операции и то, что чеченская милиция к ней не имеет отношения.

Не выдерживает никакой критики и версия Рамзана Кадырова о гибели главаря боевиков от рук телохранителя: даже непрофессиональный взгляд на труп позволяет сделать вывод о том, что незадолго перед смертью Масхадов перенес баротравму (запекшаяся кровь в ушах, поврежденные глаза). То есть находился он в закрытом помещении, куда бросили гранату или попытались пробить стену направленным зарядом. Именно об этом, кстати, сообщил и генерал Шабалкин: главарь был убит, когда спецназ проникнул в подвал. По данным "Yтра" из собственных источников в российских спецслужбах, в ходе этой операции боевики не оказали сопротивления, а смерть Масхадова оказалась, можно сказать, неожиданной. Не случайно приближенные к ичкерийскому президенту люди, включая "бригадного генерала" Вахида Мурдашева, которые прятались вместе с ним, предпочли выйти на белый свет с поднятыми руками.

Масхадов исчерпал себя

Масхадов, которому Басаев подкидывал кое-что из захваченного на складах в Ингушетии оружия, еще рассчитывал на то, что имеет политическое будущее. В публикуемых на информационных ресурсах боевиков интервью он обещал "прекратить войну" за 30 минут после встречи с президентом России, но одновременно после терактов в "Норд-Осте" и Беслане угрожал новыми терактами на Северном Кавказе и за его пределами. Неуловимость Масхадова и Басаева в последние годы стала притчей во языцех, наглядно демонстрируя беспомощность наших спецслужб, их провалы, минусы в агентурной работе и т.д. И вдруг Масхадова, ставшего асом в вопросах конспирации, достали довольно оперативно и без потерь. Неужели он потерял бдительность? Подробности оперативной комбинации, с помощью которой лидера экстремистов выманили на равнину, и задействованных в ней лиц, мы узнаем не скоро, если узнаем вообще.

Еще в конце прошлого года командир батальона "Восток" 42-й дивизии Минобороны России Сулим Ямадаев в интервью "Yтру" утверждал, что информация по Масхадову поступает в спецслужбы довольно регулярно. Тот постоянно перемещался по республике, останавливаясь на ночлег в домах и на горных базах, проводил совещания и ставил задачи "амирам". Время от времени становились достоянием общественности видеозаписи, на которых снято, как Масхадов передвигается в цепочке боевиков в горах, наблюдает в бинокль, смотрит запись теракта, пишет письма и читает корреспонденцию на привале, отложив автомат. В сентябре прошлого года арабские журналисты заставили Масхадова в лесу прочитать некролог уничтоженному террористу Абу аль-Валиду – "хорошему мусульманину и хорошему моджахеду".

Но Аслана Масхадова не спас образ жизни, который он вел на протяжении последних шести лет. Если сотни оперативных сообщений в спецслужбы о его местонахождении каждый раз оказывались недостоверными или запоздавшими, то сто первое принесло результат. Это как раз тот вариант, когда количество переросло в качество. Хотя в чем-то гибель Масхадова выглядит несколько нелогично: вместо боя на горной базе, окруженной спецназом и обстреливаемой ракетами, вместо яростной контратаки и стрельбы по-македонски, президент Ичкерии как-то по-босяцки сгинул в подвале по типичному сценарию, уготованному для очередного арабского наемника. Например, не так давно аналогичным образом сотрудники ФСБ уничтожили в Ингушетии Абу Дзейта, готовившего боевиков для теракта в Беслане: араб с пухлым телом одалиски был ликвидирован в очередном подземелье "со всеми удобствами".

Кто займет ичкерийский трон?

Этот вопрос может поставить в тупик не только знатоков в области антитеррора и национальной безопасности, но и боевиков, продолжающих сопротивление на Северном Кавказе. От "амиров" уже рябит в глазах, и каждый норовит прибрать дело "джихада" к себе поближе, рассчитывая получить "гуманитарную помощь" из Турции или Саудовской Аравии. Среди жаждущих обогатиться фигур, равноценных Масхадову по опыту, в иерархии боевиков не осталось, за исключением Басаева. Вчера во второй половине дня представитель Масхадова в Западной Европе Ахмед Закаев фактически подтвердил смерть "шефа", добавив, что новый главарь непримиримых в ближайшее время будет определен "по закону военного времени". При этом Закаев отверг возможность того, что им станет Басаев. Правда, пока не известно, как отнесся к этому сам "Гинеколог". Хотя факты свидетельствуют – в Чечне осталось не так много полевых командиров, которые еще имеют людей и получают средства на теракты и диверсии. Это террорист из Дагестана Раппани (Раббани) Халилов, Ахмед Авторханов, бывший начальник масхадовской службы безопасности, и Доку Умаров. Но ни один из них не способен стать равноценной заменой Масхадову. Мог бы попытаться Ахмед Закаев, если бы не променял разрушенную Чечню на благополучный Лондон. К тому же с военными и организаторскими способностями у Закаева, как и у Удугова, большие проблемы. Так что, скорее всего, новым главарем станет фигура номинальная, "для галочки", которая реально не объединит силы боевиков. Если это не получалось у Масхадова, то тем более окажется не под силу молодой поросли полуграмотных "амиров". А возможных преемников президента Ичкерии спецслужбы выбивали и задерживали на протяжении пяти с половиной лет: Радуев, Атгериев, Хаттаб, Бараев, Абу Омар, Абу Дзейт и т.д. Так что конкурентов у Басаева практически нет, но они ему и не нужны.

Россия должна быть готова к разрастанию террора

Что дальше? Вчерашние комментарии российских политиков по поводу смерти Масхадова не отличались разнообразием. Большинство справедливо говорили об удаче спецслужб и предполагали снижение террористической угрозы на Кавказе и по всей России. И все же, рискну предположить, что с "монополией" Басаева на сопротивление России угроза терактов лишь возрастет. Возможно и расширение географии террора. Басаев, в отличие от Масхадова, не ассоциирует себя с Чечней, имеет возможность скрываться в сопредельных республиках. Он успел повоевать в Абхазии и Нагорном Каврабахе, так что в случае чего может укрыться в труднодоступном районе Азербайджана и переждать там пару месяцев. Будем реалистами – Басаев поддерживает контакты с грузинскими и западными спецслужбами, имеет возможность с несколькими телохранителями прятаться от посторонних глаз на море. Он строит планы взорвать весь Кавказ чуть ли не в прямом смысле. Басаев бредит атомной бомбой и может пойти на что угодно.

...Со смертью Масхадова можно поставить точку на всех домыслах о "новом Хасавюрте" и признании бывших противников России. С Басаевым за стол переговоров никогда не сядут. А других переговорщиков нет и не предвидится в будущем. Но с учетом того, что мы не стали сильнее за прошедшие годы, можно сделать вывод – России просто необходим более качественный, жесткий антитеррор. Ведь Беслан не должен повториться...

Эксклюзив: Масхадов в своем горном убежище. Архивные кадры

Читайте также

Выбор читателей