Отключение Чубайса

Разнос, устроенный президентом по адресу руководства РАО "ЕЭС", будет иметь далеко идущие последствия. Для того, чтобы возглавлять крупнейшую госмонополию, политической лояльности Чубайсу уже недостаточно




Анатолий Чубайс, последний из ключевых игроков "ельцинского периода", до сих пор ухитрявшийся сохранять за собой пост топ-менеджера крупнейшей государственной монополии, имеет все шансы стать следующим в "черном списке" после Ходорковского. Для того, чтобы возглавлять крупнейшую госмонополию, одной лояльности Кремлю уже недостаточно.

Столичный энергокризис, по времени практически совпавший с процессом приватизации основных генерирующих мощностей, стал слишком удобным поводом, чтобы им пренебрегли нынешние хозяева Кремля. Попытка руководства энергохолдинга обойтись "малой кровью" (об отставке генерального директора "Мосэнерго" Аркадия Евстафьева было объявлено сразу после субботнего разноса, устроенного президентом по адресу руководства РАО "ЕЭС" на совещании с членами Совбеза), скорее всего, обречена на провал. Президент четко дал понять, что ответственность за случившееся возлагает не на стрелочников ("мы не мешали руководству РАО "ЕЭС" приводить на ключевые посты в системе электроэнергетики новых людей"), а на тех, "кому доверена в полном смысле судьба энергетики России".

Судьбой же на протяжении последней "путинской пятилетки" занимался именно Анатолий Борисович Чубайс, с завидным упорством проводивший в жизнь реформу электроэнергетики. И надо же такому случиться: катастрофический сбой произошел практически сразу же (спустя месяц с небольшим) после того, как "Мосэнерго" поделили на 14 компаний. Противники реформы, равно как и политические оппоненты лично Чубайса, не замедлили этим совпадением воспользоваться, а в субботу лично президент выразил сомнение в эффективности реформированной системы управления энергоресурсами.

Впрочем, первый звонок прозвенел еще за неделю до того в стенах Госдумы: члены фракции "Родина" попытались вынести на заседание парламента вопрос об отставке главы РАО "ЕЭС". Лидер фракции Дмитрий Рогозин, известный как политик, близкий к Кремлю, потребовал также тотальной финансовой проверки РАО. И хотя Совет Госдумы посчитал нецелесообразным включение этого вопроса в повестку дня, окончательно его не закрыли. Первый вице-спикер Думы Любовь Слиска (а это уже официальная "партия власти") дала понять, что перспективы отставки Чубайса будут зависеть от того, какие обвинения будут предъявлены виновникам случившегося. Ну и, наконец, субботнее выступление Владимира Путина изрядно расширяет список возможных обвинений. "Прошу не говорить сегодня о недостатке финансирования либо отсутствии денег, – дал волю раздражению президент. – Данные, которые у меня есть, а это данные самого РАО "ЕЭС", показывают, что чистая прибыль компании в 2004 г. составила примерно 55 млрд рублей. Это около $2 миллиардов. Чистая прибыль "Мосэнерго" – 4,5 млрд рублей. При этом совет директоров "Мосэнерго" рекомендовал выплатить в качестве дивидендов почти 1 млрд рублей за 2004 г., что в полтора раза больше, чем в 2003 году. Надо еще проверить реальную налоговую нагрузку на РАО "ЕЭС" в последнее время. Куда уходят деньги от фактической приватизации так называемых непрофильных активов? Почему крупные объекты недвижимости в Москве, в центре Москвы, получают собственников на Кипре? Куда тратятся деньги?". По сути дела глава государства дал отмашку налоговой службе, которая теперь просто обязана выдать на-гора результат по собственникам на Кипре, непрофильным активам и прочей нелицеприятной бухгалтерии. И добавить к уголовному делу, возбужденному Генпрокуратурой по статьям "халатность" и "злоупотребление полномочиями", ряд столь популярных сегодня претензий фискального характера. При этом не следует забывать, что в числе "непрофильных активов" РАО "ЕЭС" имеется политическая партия (пусть даже беззубая) и телекомпания (пусть и обслуживающая чисто развлекательный канал) – сочетание явно политически неблагонадежное.

Но и это еще не все: финансовую стратегию "Мосэнерго", чье руководство имело глупость в самый ответственный момент заикнуться о необходимости повышения тарифов, президент квалифицировал как "шантаж с целью достижения групповых и корпоративных интересов за счет потребителя", то есть "фактически – за счет всего общества". По итогам проверки "налоговой нагрузки РАО "ЕЭС" Чубайс (который у нас со времен Ельцина во всем виноват) имеет хорошие шансы в очередной раз оказаться "крайним", но уже в свете текущих социальных издержек. Очевидно, это произойдет чуть ближе к началу нового политического сезона. Нынешним представителям кабинета министров роль "козлов отпущения" дается с большим трудом – они слишком безлики и откровенно не способны на серьезные решения, за которые потом можно было бы хоть что-то спросить. Дмитрий Рогозин вчера уже объяснил журналистам, что, по его убеждению, оценки президента, обвинившего руководство "Мосэнерго" в некомпетентности и цинизме, в первую очередь относятся к менеджменту РАО "ЕЭС". И если у Кремля руки до Чубайса не доходят, то "Родина" это упущение обязательно исправит.

На другой чаше весов – политическая лояльность Чубайса, в которой он никогда не давал повода сомневаться и которую подтверждают последние "судьбоносные" решения съезда СПС, фактически отказавшегося от активной политической борьбы. Но политическая лояльность по нынешним временам слишком скромный актив в борьбе за столь крупный кусок энергетического пирога. Есть еще проблема инвестиционной привлекательности отрасли, ради повышения которой, собственно, и проводится реформа. С этой точки зрения отставка главы РАО "ЕЭС" будет сигналом "чужие здесь не ходят" для всех потенциальных инвесторов. Впрочем, после "дела "ЮКОСа" подобные сигналы уже никого не удивят.

Выбор читателей