Власть в России закончилась. Все – вон!

Власть в стране – как отлаженный механизм взаимодействия президента, правительства, парламента и партий – себя исчерпала. Статус-кво каждой составляющей (кроме первой) влечет за собой несовместимые с дальнейшим развитием страны последствия




Минувшая неделя должна была убедить даже неисправимых оптимистов: власть в России сегодня меньше, чем власть. Фрадков и прежде был замечен в перепалке с Грефом, но никогда прежде – по крайней мере на публике – их оппонирование друг другу не достигало такого накала. Никогда прежде министр российского правительства по-военному четко не давал "отлуп" своему начальнику, главе кабинета, по вопросу, ставшему "идефикс" для президента, – об удвоении ВВП, а точнее, о невозможности это сделать ни к 2008 году, ни к 2010. Никогда прежде "партия власти" столь определенно не солидаризировалось со средним бизнесом, с его неприятием проводимого правительством экономического курса. Наконец, никогда прежде призыв "распечатать" Стабилизационный фонд е звучал так яростно – верный признак того, что политическая составляющая дискуссии возобладала над сугубо экономической целесообразностью.

Власть в стране – как отлаженный механизм взаимодействия президента, правительства, парламента и политических партий – к началу нынешнего лета себя исчерпала. Для многих ясно, что одну их трех компонент (вопрос о смене главы государства вопрос по понятным причинам не ставится) придется менять. Status quo каждой из них влечет за собой несовместимые с дальнейшим развитием страны последствия. Михаил Фрадков предпринимает отчаянные усилия добиться подчинения себе хотя бы "экономического блока" кабинета министров, который, усилиями того же Грефа, ведет себе по отношению к патрону оскорбительно высокомерно. Всякий раз, терпя фиаско, Фрадков все более утрачивает оберегавший его имидж "технического премьера": в глазах населения его активность обманчиво предстает самостоятельностью, а неудачи оборачиваются растущей непопулярностью.

То, что правительство само стало вестником горьких новостей о замедлении экономического роста на фоне сверхприбылей по части нефтедолларов, не принесло ему поблажек в глазах оппонентов. Напротив, известие это стало прологом для серьезных подвижек в антиправительственной риторике "партии власти". "Единая Россия" на прошедшем недавно Форуме нового бизнеса изобразила нечто похожее на бунт. Выступления Грызлова, других партийных активистов, а также представителей союзного партии "среднего бизнеса" не на шутку задели министров. А руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович возмутился до такой степени, что отказался зачитывать ранее подготовленный к форуму доклад, заявив лишь о "популизме и безответственности" выступавших. "Если у вас есть идеи, идите в правительство и работайте", – сказал он, видимо, адресуя свой призыв единороссам.

На эту фразу мало кто обратил внимание – очевидно, сочли ее по обыкновению сказанной ради "красного словца". Однако эмоциональный Дворкович произнес ее в нужном контексте. "Партия власти", имеющая парламентское большинство, несмотря на решительные заявления о готовности сформировать партийное правительство, не хочет и не может это сделать. Не хочет – потому что речь идет об ответственности, тяжесть которой несопоставима с возможностями того же Бориса Грызлова. Ответ, почему не может, содержится в недавнем интервью куратора "медведей" Владислава Суркова, считающего (вслед за Путиным), что российские партии, включая "партию власти", еще не доросли до общемировой практики формирования кабинета. Дворкович приглашает единороссов в правительство, зная, что путь им туда заказан. Пример Александра Жукова, "партийного" министра, лишь подтверждает правило: став чиновником, он перестал был партийцем, и сегодня отвергает то, что предлагал еще вчера в должности председателя бюджетного комитета Думы.

Однако жесткость, с какой единороссы бичуют Грефа со товарищи за отсутствие амбиций в инвестиционных проектах, дорожном строительстве, развитии ипотеки и т.п., красноречива даже в отрыве от их реальных или мнимых намерений самим формировать правительство. "Если они (т.е. единороссы) не хотят в правительство, то что они, черт побери, хотят: чтобы мы раздали населению необеспеченные производством деньги, а они потом на своих съездах отчитывались, как они заботятся о народе?" – возмущается один из экспертов Минэкономразвития. Некоторые аналитики уже предположили, что звучащая риторика в адрес правительства совсем не характерна для начала лета, зато вполне подходит для старта избирательного цикла.

Внешние признаки действительно указывают на то, что парламентские выборы могут пройти раньше 2007 года. КПРФ на своем недавно состоявшемся пленуме предположила, что спешное принятие парламентским большинством новых законов, существенно меняющих избирательное законодательство РФ, как-то связано с переносом сроков выборов в Госдуму. Осенью станет окончательно ясно, возьмется ли правительство за очередные тяжелые реформы – муниципальную и ЖКХ. В любом случае – если возьмется или если отложит – кабинет Фрадкова в который раз окажется под ударом критики, которая может показаться президенту уже нестерпимой. К тому же команда самого Путина начала активно готовится к президентским выборам 2008 г., и перенос выборов парламентских на более ранний срок (например, на март 2006-го) может казаться выигрышной мерой в плане успешного (для нынешних властей) осуществления проекта "наследник".

Кто знает: быть может яростные нападки единороссов на вконец разладившуюся работу кабинета – только артподготовка того наступления, которое они планируют на осень. Очередное "китайское предупреждение" в адрес Грефа, Кудрина и Зурабова, которое выносится им Грызловым и Слиской чуть ли не ежемесячно, может "выстрелить" где-нибудь в ноябре (после принятия бюджета) импичментом. Очередной съезд "Единой России" уже перенесен с октября на декабрь. И вряд ли по техническим причинам.

Выбор читателей