Автомобили перестают быть средством передвижения

В ближайшее время цены на бензин будут расти на 1-2% в месяц. Виной тому сельскохозяйственные уборочные работы и посев озимых. Рост цен продолжится до октября-ноября, когда заканчивается речная навигация




В ближайшее время цены на бензин будут расти на 1-2% в месяц. Виной тому сельскохозяйственные уборочные работы и посев озимых, сообщил начальник департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолий Яновский на прошедшей вчера в Москве пресс-конференции. Рост продолжится до октября-ноября, когда заканчивается речная навигация, а зимой из-за затоваривания внутреннего рынка будет наблюдаться снижение цен на ГСМ, добавила заместитель начальника отдела экономики департамента ТЭК Минпромэнерго Вера Алексеева.

Увеличение топливных тарифов, на первый взгляд, отстает от темпов потребительской инфляции. По данным Минпромэнерго, за 7 месяцев 2005 г. цены производителей на автомобильный бензин выросли на 3,1%, а на дизельное топливо – на 10%, в рознице же стоимость низкооктанового бензина повысилась на 4%, высокооктанового – на 5%, бензина 95 марки – на 6%, дизельного топлива – на 7,2%. А инфляция за тот же период достигла 8,3%. Однако в годовом выражении, с июля 2004 г. по июль 2005 г., тарифы на высокооктановый бензин подросли гораздо ощутимее – на 15,4% при росте потребительских цен на 12,8%. А если взять динамику цен за период с 1993 г., станет очевидно, что практически все эти годы рост цен на топливо опережал инфляцию. Исключением стали лишь кризисный 98-й, когда темы роста потребительских цен сильно ускорились, и 2001 г., когда стоимость "черного золота" на мировых рынках резко упала.

Представители Минпромэнерго уверены, что одним из основных факторов роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке стала политика государства в отношении принципов налогообложения нефтяной отрасли, сформировавшаяся на фоне значительного роста цен на нефть в мире. Сегодня внутренние рентные платежи привязаны законодательством к ценам мирового рынка и обусловливают динамику внутренних цен. По оценке министерства налоговая составляющая в цене автомобильного бензина в июле 2005 г. составила 50%, в дизельном топливе – 40%. Порядка 8% приходится на НДПИ, около 10% отнимает налог на прибыль, 15% – НДС и 17,5% – акциз. Только акцизные ставки за период с 2001 по 2005 гг. выросли почти на 100%.

При этом экспортная пошлина на нефть, по словам Анатолия Яновского, носит чисто фискальный характер и никакого регулирующего воздействия на состояние внутреннего рынка не оказывает и не будет – по крайней мере, до тех пор, пока не станет запретительной, что, в свою очередь, грозит чуть ли не разорением нефтяных компаний. Здесь стоит отметить, что, по мнению некоторых аналитиков, именно пошлины способствовали замедлению роста бензиновых цен. Однако в Минпромэнерго считают, что это произошло благодаря принятым им мерам. Например, усилиям, направленным на совершенствование антимонопольного законодательства. В целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов ФАС России разработал проект федерального закона "О защите конкуренции", который был одобрен правительством и 14 июня внесен в Госдуму; 8 июля 2005 г. Дума приняла закон в первом чтении. Также 21 июля 2005 г. был подписан федеральный закон, предусматривающий стабилизацию ставок акцизов в 2006 г. на уровне текущего года. А в сентябре с.г. на рассмотрение кабинета министров должен быть представлен проект по снижению ставки НДПИ или даже установлению ее на нулевом уровне. Предполагается, что это даст дополнительный стимул к разработке новых, еще не освоенных месторождений. Правда, даже если соответствующий закон будет принят, в силу он сможет вступить не ранее 2007 г., поскольку до 31 декабря 2006 г. действует нынешняя ставка НДПИ.

Между тем, темпы прироста добычи нефти в России замедляются. "Если так пойдет и дальше, не исключено, что скоро они стабилизируются, а затем начнут сокращаться", – предупреждает Анатолий Яновский.

Выбор читателей