"Другая Россия": "абсолютно тихое зрелище"

Тезисы, звучавшие на вчерашнем мероприятии, новизной не блистали. На Гражданском конгрессе в 2004 г. те же лица говорили, в принципе, то же самое: "преступная власть объявила нам войну" и "пора с этим заканчивать"


ФОТО: AP



Открывшаяся вчера в Москве конференция "Другая Россия", если верить ее организаторам, была запланирована как вполне рутинное мероприятие, призванное поспособствовать "обмену мнениями между различными участниками политического пространства". Правда, эти участники оказались настолько "различными", что сидеть с ними в одном зале заблаговременно отказались лидеры СПС, "Яблока" и "Родины". КПРФ в лице товарища Зюганова заявила о том, что официального участия в конференции не примет, однако своим членам пойти туда разрешает. А вот "Родина" накануне даже изгнала из своих рядов Михаила Делягина, изъявившего желание поучаствовать в мероприятии, в связи с чем он вчера охарактеризовал конференцию как "тест, призванный показать: кто работает на гражданское общество, а кто – на администрацию президента".

Недовольство лидеров крупнейших оппозиционных партий вызвало присутствие на конференции таких одиозных деятелей, как Эдуард Лимонов, Виктор Анпилов и ряд других. С ними, заявил лидер СПС Никита Белых, правым не по пути. Зампред "Яблока" Сергей Иваненко, в свою очередь, отметил, что "конференция очень странная и по составу участников, и по заявленным целям", и "совершенно не понятно, какую задачу она может решить, кроме личного самоутверждения организаторов".

Впрочем, организаторы – в частности, "Объединенный гражданский фронт" Гарри Каспарова – считают иначе. Смысл затеи – показать накануне саммита G8, что в России не все так гладко. "Мы собираемся вместе потому, что нас объединяет главное – несогласие с нынешним курсом Кремля и растущая тревога за настоящее и будущее Родины. Мы собираемся вместе несмотря на различия во взглядах на прошлое и будущее России. Мы собираемся вместе, хотя по-разному представляем пути, которыми наша страна может прийти к свободе и процветанию", – говорится в заявлении, подписанном председателем Московской Хельсинской группы Людмилой Алексеевой, лидером движения "Трудовая Россия" Виктором Анпиловым, руководителем Института проблем глобализации Михаилом Делягиным, директором Института экономического анализа Андреем Илларионовым, председателем ОГФ Гарри Каспаровым, председателем Народно-демократического союза Михаилом Касьяновым, председателем незарегистрированной НБП Эдуардом Лимоновым, профессором МГУ Еленой Лукьяновой, лидером Республиканской партии Владимиром Рыжковым и президентом фонда ИНДЕМ Георгием Сатаровым.

Несмотря на все различия, подписанты едины в следующем: граждане РФ могут добиться достижения своих целей "только соблюдая, сохраняя и совместно отстаивая демократические принципы организации власти и общества, незыблемость прав человека независимо от национальной, религиозной или социальной принадлежности, свободу слова, честную политическую конкуренцию, справедливость в распределении национальных благ, создаваемых свободными людьми". Авторы заявления выступают "против превращения России в страну, где царит номенклатурный произвол, где последовательно уничтожаются институты народовластия и гражданского общества, где избирательный процесс полностью подконтролен исполнительной власти и тем самым превращен в фарс, где власть демонстрирует пренебрежение к интересам большинства народа". "Считаем необходимым избавить страну от приступов великодержавного шовинизма и ксенофобии, от воровства чиновников и разграбления ими национальных богатств. Мы собираемся вместе, чтобы совместными усилиями добиться в стране торжества права", – говорится в заявлении.

Все вышеозначенные идеи поддержали зарубежные дипломаты, явившиеся на конференцию вопреки предупреждениям российских властей. Как известно, помощник президента Игорь Шувалов заявил, что присутствие зарубежных гостей на форуме "Другая Россия" будет расцениваться как "недружественный шаг". Тем не менее на "недружественный шаг" отважились многие – в частности, представители США, Великобритании, Японии, Франции. Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт и депутаты немецкого Бундестага прислали приветственные письма, ксерокопии которых лежали в фойе. А вот другому дорогому гостю – послу Великобритании в Москве Энтони Брентону – "посчастливилось" на собственном опыте убедиться в том, что не вся Россия нуждается в подобных приветствиях. Едва он вышел на трибуну, чтобы поведать о великой любви своей державы к российским неправительственным организациям и России в целом (на эту любовь, если верить послу, англичане денег не жалеют), как к нему подскочили юноши в черном (как выяснилось впоследствии, активисты радикальной организации "Евразийский союз молодежи") и, разбрасывая листовки, принялись скандировать "Слава империи!" и "Вон из России!". Смутьянов удалось оттащить из зала только силами подоспевших лимоновцев.

В целом мероприятие сопровождалось многочисленными скандалами и казусами. Гостей из других регионов, если верить организаторам, снимали с поездов, подбрасывали им наркотики, учиняли над ними прочие безобразия. Всего от "беззаконий властей", по данным организаторов, пострадало таким образом несколько десятков человек. Досталось даже Михаилу Касьянову: в перерыве конференции еще один "евразиец" подскочил к нему и замахнулся кулаком с криком "Смерть оранжевым!". От драчуна экс-премьера спасли те же нацболы. Которым впоследствии тоже досталось: четверых лимоновцев прямо из отеля утащили в неизвестном направлении люди в штатском. Делягин назвал эти действия "терактом" и высказался в том духе, что власть должна немедленно отреагировать на это, если действительно хочет бороться с терроризмом.

Впрочем, оппоненты "другороссов" в течение дня тоже сигнализировали о потерях в своих рядах. Активисты "Молодой гвардии", разгуливавшие возле здания отеля с индейскими перьями на головах и призывавшие "не допустить превращения России в резервацию", позже заявили о том, что их людей жестоко избили нацболы. Те же нацболы, если верить слухам, неподобающим образом обошлись с несколькими журналистами (сам Лимонов в это время мирно беседовал на фуршете с коллегами и ни в каких безобразиях замечен не был).

"Самые большие радикалы на конференции – это администрация президента, присутствовавшая незримо. Дугинцы, вбрасывающие листовки, попугаи с перышками из "Молодой гвардии", "нашистки", которые устроили стриптиз перед милиционерами... Я видел эту картину. Стоят пять ментов в оцеплении, перед ними несколько девчонок с плакатами, тут одна из них снимает свою майку и надевает "нашистскую". Менты остолбенели – вероятно, было на что посмотреть. Так вот, администрация президента из абсолютно тихого безобидного сборища людей, которые просто пришли поговорить, сделала событие международного масштаба", – прокомментировал эту ситуацию "Yтру" Михаил Делягин.

В целом, по его словам, "администрация сильно психанула по поводу этой конференции, запретив всем, кто от нее зависит, в ней участвовать". В этой связи Делягин предвидит раскол в СПС, "Яблоке" и "Родине" уже в самое ближайшее время. "У нас стихийно складывается народный фронт. Да, партийные вожди, зависящие от администрации, будут этому мешать. Но подобные мероприятия отсеют таких вождей. Здесь половина зала людей из СПС и "Яблока", которые считают, что их предали. Руководители партии сделали выбор в пользу администрации президента. Политические активисты – в пользу общества. И после этой конференции они разойдутся. "Яблоко" и СПС как политические организации, возглавляемые Явлинским и Белых, перестанут существовать. Какое-то время актив этих партий может остаться на своих местах, но предательства в России не забывают", – заявил Делягин "Yтру". Что касается смысла самого мероприятия, Михаил Делягин расценивает его как "диалог между представителями различных групп российской оппозиции и способ еще раз поговорить, посмотреть друг на друга". Саммит G8, по его словам, "просто хороший повод собраться", но не было бы "восьмерки" – "объединились бы и так".

Впрочем, если о тотальном объединении оппозиции говорить пока преждевременно, диалог, судя по всему, удался. Например, на пресс-конференции того же Делягина вполне мирно сидел Виктор Анпилов, задававший вопросы наравне с прочими журналистами. Один из самых неожиданных вопросов состоял в том, нет ли у Делягина планов стать президентом. "После второго стакана есть", – пошутил он.

Кстати, как ожидается, оппозиционный кандидат в президенты Михаил Касьянов выступит на конференции сегодня. Развивая мысль о президентстве в этом контексте, Делягин в беседе с "Yтром" отметил: "Я всегда думал, что шансы Касьянова стать президентом равны нулю. Но сейчас, когда я вижу, что совершаются террористические акты – а похищение людей это теракт, – совсем другое дело. Такими действиями можно и из Касьянова сделать президента".

Одним словом, благодарить за повышенное внимание к данному мероприятию организаторы "Другой России" должны, в первую очередь, российскую власть, сделавшую из мухи слона. Кроме того, чем страшнее общий враг, тем больше стимула искать общий язык даже у самой непримиримой оппозиции. "Черчилль в свое время сказал: "Если завтра Гитлер вторгнется в ад, я, не задумываясь, заключу союз с сатаной". При всем моем спорном отношении и к Анпилову, и к НБП, ни тот, ни другие, ни все они вместе – не сатана. Поэтому мне тем более нормально последовать примеру Черчилля", – заявил "Yтру" руководитель рабочей группы оргкомитета конференции Александр Осовцов. По его словам, "по ходу дела, так как прессинг возрастал, возрастала и платформа для любого взаимопонимания и желания взаимодействовать".

В принципе, многие тезисы, звучавшие на вчерашнем мероприятии, новизной не блистали. На Гражданском конгрессе в 2004 г. те же лица говорили, в принципе, то же самое: "преступная власть объявила нам войну" и "пора с этим заканчивать". Осовцов, впрочем, видит некоторые отличия. "Прессинг усиливается. Одно дело война холодная, другое – горячая. В 2004 г. политическим оппонентам не подбрасывали наркотиков, не избивали их прямо возле места проведения мероприятия, не снимали с поездов тех, кто ехал из других регионов..." Действия, предпринятые властью в отношении участников нынешней конференции, по мнению Осовцова, "даже не белорусский сценарий, а хуже". "Да, Касьянов у нас не сидит, как лидеры белорусской оппозиции – пока не сидит! Но если в Белоруссии ситуация более-менее константная, у нас присутствует определенный и стремительный тренд", – отметил он. В целом, по словам Осовцова, реакцию властей на "вполне безобидную конференцию" можно объяснить просто. "Это не мы опасны. Это у власти проблемы. Например, проблема оправдания собственной необходимости. Или проблема "распила" бюджетов. Там же колоссальные бюджеты выделены и на антипиар, и на силовые акции. Когда я вижу, что на конференцию, где зал рассчитан на 350 мест, пришло не менее полутора тысяч вооруженных людей – это только тех, которые в форме, и которых лично я увидел, – возникают вопросы. Четыре грузовика с внутренними войсками и два грузовика с ОМОН... Не считая территориальной милиции ну и, конечно, большого количества сотрудников ФСБ в штатском... Чем дальше, тем больше они должны накручивать истерию – для себя и для собственного руководства. Затем, чтобы штаты росли, финансирование отпускалось. Если на противодействие тому или иному мероприятию – например, Гражданскому конгрессу, что прошел в Москве в декабре 2004 г., отпускается 10 млн рублей и привлекается 500 человек, то неизбежно через полтора года этих миллионов будут десятки, а людей – тысячи".

Кстати, что касается финансирования самой конференции, им занимались, как утверждают организаторы, "российские частные лица, попросившие себя не афишировать, и Сорос". Известно, впрочем, что личные средства на мероприятие выделил Гарри Каспаров. По словам Осовцова, инвесторы "не пытались с нами обсуждать результаты этой конференции, не говоря уже о том, чтобы их диктовать, да и цели нам никто не навязывал. Тем более что цель не всегда предметна. Для Запада гораздо важнее процесс. Переговоры – это и есть самый главный прогресс, который сегодня может быть достигнут. Создание эффективной общественной силы, способной влиять на общество".

На вопрос о том, что это будет за сила и какие задачи перед ней будут поставлены, Осовцов ответил "Yтру" витиевато: "Задача – создать механизм консультирования и совместного политического действия в тех ситуациях, когда эти консультации показывают единство понимания и единство интересов". Проще говоря, в некотором обозримом будущем, по его словам, будет создано "что-то постоянно действующее, консультативного свойства – некий механизм обмена мнениями, выработки позиций".

Выбор читателей