Турция отказывается быть Европой

Ливано-израильский конфликт порождает настоящий раскол в мире, причем в первую очередь это касается мусульманских стран. В Турции он вызвал резкий рост антиевропейских настроений и симпатий к радикалам разного толка


ФОТО: АР



Весь мир напряженно следит за развитием ливано-израильского конфликта. Политики и дипломаты пытаются выработать некое оптимальное решение проблемы или просто встают на чью-либо сторону, заявляя об этом с открытых трибун. Простые граждане мира спорят на кухнях и выходят на улицы, чтобы поддержать одну из сторон, участвующих в войне. Естественно, наиболее активно на происходящее реагирует исламский мир, самым болезненным образом воспринявший военную активность Израиля. Не осталась в стороне и самая европейская из мусульманских стран – Турция. И, как выясняется, нынешний конфликт может иметь для нее не только некие прямые политические последствия, но он также вызвал и серьезный крен в общественном сознании турецкого населения, а также в его самосознании.

Отразил эти изменения в своем докладе глава турецкого внешнеполитического ведомства Абдулла Гюль, который заявил, что в настоящий момент прозападные и проамериканские симпатии, которые были весьма и весьма сильны в либеральных городских турецких кругах, тают на глазах. Турецкая общественность, рассматривающая действия Израиля как несомненную агрессию, очень болезненно восприняла поддержку, которую выразили Штаты израильтянам, а также достаточно невнятную позицию европейского сообщества.

В результате, если верить докладу министра иностранных дел, прогрессивная часть турецкого общества, именно та, которая лоббировала идею европейской интеграции Турции и, в том числе, вступление в ЕС, ныне становится в оппозицию этим планам и идеям. Причем данную тенденцию Гюль определил одним словом - "опасная". Он отметил, что в турецком общественном мнении идет глобальная перемена, которая вряд ли порадует Европу.

Росту этих тенденций в турецком обществе значительно содействует и крайне негативная оценка Европой и Америкой действий Турции на границе с Ираком, где войска пытаются подавить главные очаги курдского сопротивления. По мнению большинства турок, курдское сопротивление и борьба с ним – это внутреннее дело страны, которое не должно подвергаться коррекции и регулированию посредством внешнего вмешательства.

Не удовлетворяет турецкое общество и то, как Европа пытается решить кипрскую проблему взаимоотношений турецкой и греческой частей населения острова. Если верить словам Гюля, турки полагают, что европейские политики совершенно не считаются с интересами их страны.

Что может означать потеря для Европы Турции как самого цивилизованного с точки зрения европейской культуры мусульманского региона, пусть гадают политики. Нам остается только наблюдать за этим процессом со стороны. Например, за тем, как на улицы Стамбула, который известен своими либеральными и демократическими настроениями, выходят люди с плакатами, гласящими "Да здравствует глобальная интифада!"

Выбор читателей