"Мертвые души" окутали Эрмитаж завесой тайны

Выясняя обстоятельства исчезновения из Эрмитажа более 200 ценнейших экспонатов, правоохранительные органы обнаружили, что большинство из пропавших предметов числятся за давно умершими сотрудниками музея




Случаи исчезновения из музеев ценных экспонатов давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Однако пропажа из Государственного Эрмитажа предметов, представляющих собой национальное достояние нашей страны, обещает стать одним из самых скандальных и запутанных происшествий подобного рода за последние годы.

Дело в том, что вчера директор музея Михаил Пиотровский сделал поистине сенсационное заявление: по его мнению, к исчезновению произведений искусства причастны сотрудники Эрмитажа, причем расхищение ценных ювелирных произведений могло длиться десятилетиями. "Ясно, что без участия сотрудников музея это не могло состояться, – отметил он. – В то же время мы живем в обществе, где прежние моральные устои ушли и где деньги начинают играть все большую роль".

При этом имена подозреваемых Пиотровский называть не стал, ограничившись сообщением о том, что доступ в помещения, откуда пропали ценные ювелирные произведения, имели четыре человека, а непосредственными хранителями исчезнувшей коллекции являлись две немолодые женщины. При этом одна из них скончалась прямо на рабочем месте еще в ноябре прошлого года – через три месяца после начала масштабной проверки, – а ныне здравствующей хранительнице сейчас 76 лет.

В том, что в музее существовали так называемые "оборотни", не сомневаются и в Главном следственном управлении ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которому поручено заняться расследованием этого скандального происшествия. Но самым удивительным, по данным правоохранительных органов, является тот факт, что только 19 из 221 похищенного предмета записаны на живых хранителей, остальные же 202 экспоната числятся за сотрудниками, которые давно скончались.

В связи с этим с сегодняшнего дня в Санкт-Петербурге начинает работу специальная комиссия Росохранкультуры и Роскультуры, а уже 14 августа состоится совещание Союза музеев России, на котором будет обсуждаться кража из Эрмитажа. "Музеи должны сами разобраться в складывающейся ситуации, в ее причинах и корнях, а также определить способы противостояния давлению, которое музейное сообщество испытывает со стороны криминальных структур", – заявил Пиотровский.

Между тем расследование данного инцидента идет полным ходом. По факту пропажи экспонатов из фондов музея возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ ("Кража, совершенная в крупном размере"), однако не исключено, что в дальнейшем оно может быть переквалифицировано на ст. 164 ("Хищение предметов, имеющих особую ценность"). Кроме того, в ближайшее время похищенные экспонаты будут объявлены в международный розыск: по мнению руководства Росохранкультуры, в первую очередь пропавшие предметы следует искать на аукционах антиквариата.

Напомним, что информация об исчезновении произведений искусства из самого большого в стране хранилища появилась в начале этой недели: в ходе плановой внутренней проверки, начавшейся в августе прошлого года и завершившейся в июле месяце, выяснилось, что из Эрмитажа пропал 221 ценный экспонат – в основном предметы русского ювелирного искусства – на общую сумму в 130 млн руб (однако эксперты считают, что реальная цена пропавших экспонатов составляет около $100 миллионов). При этом лишь небольшая часть из них была внесена в электронный каталог музея, что значительно осложняет их поиск.

Выбор читателей