Загадочные небесные близнецы поставили всех в тупик

Канадские астрономы обнаружили за пределами Солнечной системы два небесных тела неизвестного типа. Их окрестили "планемосами" и теперь пытаются понять, откуда же появились эти крупные холодные близнецы

Звездное небо не перестает притягивать к себе взгляды романтичных землян и открывать все новые и новые тайны пытливым умам астрономов. Учитывая, что глубины космоса с их немыслимыми пространствами хранят еще массу неизвестных науке секретов, простор для деятельности исследователей по-прежнему огромен. И даже не слишком выделяющееся на фоне сенсаций последнего времени открытие, совершенное канадскими учеными, способно изменить некоторые представления, сложившиеся в "небесной" науке.

Два объекта, которые предстали перед астрономами на изображении, полученном с телескопа New Technology в Чили, не являются ни планетами, ни звездами. Для этих особых небесных тел придумано специальное название – "планемосы". Они находятся за пределами Солнечной системы на расстоянии приблизительно 400 световых лет от Земли, вращаются вокруг общего центра масс, а не вокруг звезды и образовались, по мнению ученых, практически в одно и то же время – около миллиона лет назад.

Астроном Рэй Джаявардана из университета Торонто и его коллеги называют своих "подопечных" близнецами. Действительно, появились они почти одновременно в одной и той же области образования звезд, имеют сходные спектральные характеристики и массу около 1% от массы Солнца. Но в то же время их разделяет расстояние в шесть раз больше, чем между Плутоном и Солнцем. Специалисты пока не могут назвать причины образования близнецов-планемосов, да и само их существование называют сюрпризом. Предполагается, что они появились из сжавшегося газового облака, подобно тому, как формируются звезды, но слишком низкая температура не позволяет им превратиться в настоящие звезды.

По своей массе новооткрытые объекты в сотню раз меньше Солнца, но, с другой стороны, намного больше Юпитера: один в 14 раз, другой в семь. Такая масса позволяет сравнивать близнецов с планетами, найденными за пределами Солнечной системы. За последнее время астрономам уже удалось обнаружить несколько похожих небесных тел, но только Oph 162225-240515 или сокращенно Oph 1622 (так назвали близнецов канадские специалисты) представляют собой пару. Теперь ученые намерены проводить дальнейшие исследования с помощью гораздо более мощного телескопа, чтобы выяснить, уникальна ли эта "небесная парочка", или же такое явление может оказаться типичным. Кстати, название "Oph" загадочным находкам дали потому, что обнаружить их астрономам удалось в области созведия Змееносца (Ophiuchus).