Билеты в космос дорожают

За какую-то сотню миллионов теперь можно слетать на Луну, поболтаться за бортом МКС или, в крайнем случае, поплавать в "рвотной комете", что намного дешевле. Главное - выкачать из груди силикон

Российское государство в этом году выделило отечественной космонавтике 23 млрд руб., в прошлом было гораздо меньше – 18,3 миллиарда. Большую часть космического бюджета по-прежнему поглощает МКС. В ближайшие годы она должна будет прирасти пятью отечественными модулями. Помимо этого, на орбите появится три наши космические обсерватории, а также будет возобновлено изучение Марса: на его спутник Фобос планируют отправить очередной исследовательский зонд…

Удивительно, но факт - все остальные деньги космическая отрасль зарабатывает коммерцией. И, судя по всему, удается ей это неплохо. Например, в прошлом году нам удалось удержать первое место в мире по количеству космических запусков (вернули же мы его - впервые после перестроечного перерыва - годом раньше). По словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, в 2005 г. было запущено 24 ракеты-носителя, таким образом, Россия оставила США далеко позади с их 12 запусками. Многие из этих космических стартов финансировались не изнутри, а извне.

В основном речь идет о доставке на орбиту всяких полезных грузов: оборудования для связи и телевидения, метеоспутников и спутников-шпионов. Но конечно же и о космическом туризме, который, пусть не семимильными шагами, но год от года все больше набирает обороты. И... все больше дорожает. Например, не так давно Россия объявила о том, что за билет на орбиту теперь космические туристы должны будут выложить на $1,5 млн больше, чем доселе, – из-за инфляции. И если раньше посещение МКС стоило в районе $20 млн, то теперь богатому любителю экзотики придется заплатить $21,5 миллиона.

А если он окажется слишком богатым, то, выложив дополнительные $15 млн, сможет не только болтаться 10 дней в стенах орбитальной станции в невесомости, но и посмотреть на Землю из открытого космоса. Компания Space Adventures, вместе с Роскосмосом и РКК "Энергия" занимающаяся космическим туризмом, объявила о том, что этих денег хватит на то, чтобы полтора часа повисеть на привязи за бортом МКС и вдоволь насладиться как бездонной чернотой бесконечной Вселенной, так и голубой хрупкостью нашей планеты.

Если вы думаете, что этим предложения "туроператоров" ограничиваются, то вы очень сильно ошибаетесь. Сейчас можно слетать даже за орбиту – космические перевозчики заявили о потенциальной возможности полета на Луну. Всего за какие-то $100 миллионов. Правда, потенциальному туристу придется найти еще двух компаньонов (ну, или оплатить полет пустого места) – в противном случае застрельщикам этого путешествия овчинка явно не будет стоить выделки.

Да и самим путешественникам придется изрядно попотеть. Как известно, любой полет в космос подразумевает долгие и нудные медицинские обследования и многомесячные предварительные тренировки. Выход в космос удовольствия ради добавит к тренировкам еще один дополнительный месяц, да и медицинских экзекуций явно станет больше.

Так или иначе, но туристическая тропинка в космические дали уже проторена, и с каждым годом становится все более и более утоптанной. Напомним, что "Гагариным" этого дела стал в 2001 г. американец Дэннис Тито. В следующем году турпутевку оплатил житель ЮАР Марк Шаттлворт. В 2005 г. прелестями орбитальной жизни наслаждался гражданин США Грегори Олсен. Сейчас старта ждет 34-летний японский предприниматель, в прошлом руководитель интернет-компании Дайсукэ Эномото.

Если все пройдет как запланировано, то 14 сентября этого года с космодрома "Байконур" будет запущен российский корабль "Союз ТМА-9" с японцем и космонавтами Михаилом Тюриным и Майклом Лопес-Алегриа на борту. На 16 сентября намечена стыковка со станцией, и мечта Эномото сможет наконец осуществиться. Кстати, в затылок ему уже дышит другой потенциальный космический турист - один из основателей компании Microsoft Чарльз Симони. На днях он прошел завершающую медицинскую комиссию и был допущен к космической подготовке. Когда она начнется, на какую дату будет назначен запуск и чем займется в полете Симони, пока не известно – это выяснится в ближайшие месяцы.

Главная проблема, мешающая развернуться космическому туризму во всю мощь, – это места на борту, где буквально каждый сантиметр площади несет свою полезную нагрузку. Тем не менее у потенциальных путешественников все-таки есть надежда. Роскосмос планирует засылать с конца 2009 г. на орбиту экипажи по шесть человек. По словам начальника пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, тогда ежегодно МКС смогут посещать не двое, а четверо космических туристов. Главные надежды в этом смысле возлагаются на новый российский многоразовый корабль "Клипер", который не только позволит увеличить "поголовье" космических туристов, но и заметно снизить цены на проезд.

Кстати, вполне возможно, что монополия государства на этот вид развлечения вскоре будет потеснена. По крайней мере, на это надеется британский миллиардер Ричард Брэнсон. Основанная им компания Virgin Galactic уже продала порядка 200 билетов в космос. Стоят они гораздо дешевле наших – по 110 тыс. фунтов стерлингов за штуку, но и полет предлагают лишь суборбитальный (135-140 км над Землей). Первый в мире частный космический корабль, уже прошедший, кстати, обкатку на предкосмических высотах, будет выводиться на орбиту самолетом и уже в ближайшие годы сможет брать с собой в путешествие до шести человек. По крайней мере, эксцентричный Брэнсон на это сильно надеется. К 2010 г. Virgin Galactic планирует ввести в эксплуатацию не менее пяти частных космических аппаратов и впоследствии поставить это дело на поток.

Предполагается, что в полете туристы смогут испытать несколько минут невесомости, сфотографировать друг друга в разных живописных позах, а может даже и разделить путешествие с любимым животным. Правда, обладательниц силиконовых бюстов на борт, скорее всего, не пустят: по мнению экспертов, при перепадах давления грудная начинка может взорваться.

Впрочем, людям, не сильно обремененным деньгами, но влюбленным в космос, отчаиваться не стоит. Реальность такова, что более дешевых предложений на ниве космического туризма сейчас тоже хватает. От банальных экскурсий в Звездный городок до верчения на центрифуге и выхода в скафандре в открытый гидрокосмос (в бассейне космической гидролаборатории), где можно осмотреть муляж орбитальной станции и даже пройти курс постпосадочной реабилитации. Можно, кстати, управлять космическим кораблем на специальных тренажерах (именно на них отрабатывают все штатные и нештатные ситуации настоящие космонавты). Да и в невесомости поплавать сейчас не проблема. Пусть и недолго – раз 15 по 25 секунд. В этом поможет так называемая "летающая лаборатория" на базе широкофюзеляжного аэробуса Ил-76МДК (его еще называют "рвотной кометой"), с помощью которого на собственной шкуре понимали, что такое антигравитация реальные покорители космоса.

А если подождать лет пять-шесть, удастся отправиться на совершенно полноценный космический отдых. В 2012 г. американец Роберт Бигелоу планирует запустить на орбиту космический отель. По замыслу предпринимателя, он будет состоять из нескольких надувных модулей, соединенных друг с другом наподобие сарделек. Каждый такой модуль будет нести какую-то определенную функцию – места для отдыха, развлечения, принятия пищи и так далее. И это отнюдь не пустые мечты. 12 июля с российского полигона Домбаровский произвели запуск спутника, который воплощает в себе технологические особенности этой гостиницы. Ее модель в масштабе 1:3 представляет собой надувной цилиндр, оснащенный оборудованием, с 13 внутренними и внешними фото- и видеокамерами. В сентябре Бигелоу планирует запустить второй испытательный модуль, ну а шестью годами позже открыть полноценный орбитальный отель объемом в 330 кубических метров.