Жены-фантомы сводят россиян с ума

Мало кто из жителей отечественных мегаполисов знает, что настоящие лесные духи живут и здравствуют рядом, в европейской части России. Они являются охотникам в обличии жен и потом шантажируют появившимися детьми




Современный человек, несмотря на все могущество технических достижений XXI в., в критических ситуациях по-прежнему склонен обращаться за помощью к религии или к представителям практической магии – колдунам. Видимо, окружающий мир несколько более сложная система, не познанная до конца наукой и не освоенная техникой, так что без некоторых специальных приемов сверхъестественного взаимодействия с ним до сих пор не обойтись.

Говоря о колдунах и магии, мы сразу вспоминаем карты Таро, негритянское вуду, сибирских шаманов и средневековых ведьм. То есть нечто, очень отдаленное от нас во времени и пространстве. И мало кто из жителей отечественных мегаполисов знает, что люди, занимающиеся магическими практиками, живут и здравствуют рядом, в европейской части России, в ее северо-восточной части. Именно там, на широких лесных просторах, обитает народ коми, который и сегодня вполне может поспорить за звание самой "колдовской национальности" на всей планете.

Несмотря на сравнительно раннюю христианизацию (Стефан Пермский крестил зырян еще при Дмитрии Донском в конце XIV в.), коми сумели сохранить под внешним слоем православия и пришедшего ему на смену атеизма обширный пласт древней языческой традиции, где магические действия, ритуалы и по сей день составляют органическую часть повседневной жизни.

Широкая общественность открыла для себя нацию колдунов после книги пермского художника Сергея Тетерина "Пермский оракул". Случилось это в начале 1990-х гг., а до этого советская власть совсем не стремилась распространять информацию о таких вот особенностях отдельно взятого народа СССР. Издавна у коми имели огромное влияние "профессиональные" колдуны-туны, которые могли использовать магические приемы как для оказания помощи соседям, так и для насылания болезней путем установления связи с параллельным сверхъестественным миром богов и духов.

Колдуны отличаются от обычных людей только тем, что знают специальные магические приемы, обряды, свойства окружающих вещей и явлений, при помощи которых они владеют магическими силами, недоступными тем, кто не является посвященным в это сокровенное знание. Но, между прочим, сами коми выработали достаточно рациональный подход к собственной магии: любой человек может изучить все эти практики, сдать своеобразный экзамен и стать колдуном. Возможность применения магии на практике не обусловлена неким наследственным даром, как это обычно декларируют какие-нибудь сибирские целители или шаманы. Да, в большинстве случаев знания о магии передавались в рамках одной семьи, существовали целые династии знахарей и колдунов. Однако замкнутой касты языческих жрецов-магов у коми не было.

Колдовство коми охватывало все стороны жизни, не исключая сферы интимных отношений. Иногда здесь рассказывают истории о псевдоженах – лесных духах, которые обманывают охотников, выдавая себя за их жен. Промысловики раньше уходили далеко в тайгу, причем сезон охоты длился несколько месяцев осенью и зимой-весной. И сейчас многие жители деревень буквально месяцами пропадают в лесу, обходя свои путики – родовые промысловые владения. Говорят, если человек в лесу вспоминает свою жену, которая осталась дома, враждебные духи слышат эти мысли и, случается, начинают его морочить. Обычно жена-фантом встречается человеку на берегу реки. Охотник плывет в лодке и внезапно видит на берегу супругу. На самом деле это лесной дух-обманщик, а настоящая жена находится дома за десятки и сотни километров. Ничего не подозревающий человек забирает мнимую подругу жизни с собой и какое-то время живет в лесу вместе с ней как с настоящей. Жена-фантом ведет себя в точности так же, как та, которая осталась дома - общается, готовит еду, спит со своим мужем. И только вернувшись, обманутый охотник узнает, что его настоящая супруга никуда не отлучалась из деревни, а в лесу его околдовал один из лесных духов. Обычно после этого у человека наступает серьезное расстройство психики, и ему приходится обращаться за помощью к сильному знахарю.

Иногда эта история имеет продолжение. На следующий год тот же охотник в том же месте на реке встречает лжежену снова, с ребенком на руках. Она зовет его, просит забрать к себе в лодку, но наученный горьким опытом мужчина отказывает ей. Тогда фантом просит забрать хотя бы ребенка. Получив и в этом отказ, дух в ярости разрывает ребенка надвое и уносится прочь.

Едва ли не более опасным явлением оказывается уносящий людей дух-ветер шувгей. Причем разным людям шувгей представляется по-разному. Чтобы заманить ребенка, вихрь появляется перед ним как хоровод веселящихся детей. Если малыш хотя бы протянет к ним руку, вихрь унесет его с собой. Шувгей может также принять облик умершего родственника или старого знакомого. А одиноким молодым мужчинам дух-вихрь показывается в образе соблазнительной девушки, зовущей к себе. Похищенный шувгеем человек становится невидим для окружающих, и они теряют его из виду. Вихрь носит свою жертву неведомо где, а потом оставляет недалеко от того места, где он его захватил. Отпущенный вихрем человек обычно, говорят, заболевает эпилепсией, теряет разум или, в лучшем случае, отделывается заиканием.

В быту коми сталкиваются главным образом с колдовством, связанным с насыланием порчи и лечением от нее. Что такое порча у коми? Колдун или обычный человек (иногда с "дурным" глазом – неподвижным зрачком) может наслать на другого человека или домашнее животное так называемую шеву – болезнь, одновременно являющуюся неким живым существом-духом, обычно в виде ящерицы. Шева, уверяют, передается со стаканом воды, молока или любой другой жидкости, реже – через твердую пищу или даже дистанционно. Попав в тело человека, она начинает расти и примерно через год может заговорить или начать икать – тогда сознание человека отключается. Если не заметить появление у человека шевы сразу и не обратиться за помощью в ее изгнании к доброму колдуну под названием тодысь, потом избавиться от нее будет вообще невозможно.

Лечение испорченного ведется теми средствами, которые шева не может перенести, например, окуриванием табачным дымом или выпариванием в бане. Баня является, пожалуй, главным местом проведения магических обрядов. К тому же в сознании коми баня представляет собой место, пограничное между реальным миром и миром духов, сверхъестественным.

Раньше в селах, если злой дух-болезнь овладевал ребенком и заговоры по его изгнанию оказывались бессильны, родители могли прибегнуть, например, к магическому обряду кага вузалэм, буквально - "продажа ребенка". Мать и отец выносили больного на улицу и продавали первому встречному за несколько мелких монет. Затем покупатель возвращал его через открытое окно. Коми считают, что этот магический обряд может сбить с толку злого духа, который не в состоянии догадаться, что малыш тот же самый.

Воистину, в руках коми-колдунов оказывались жизни и смерти как людей, так и животных. Наиболее могущественные из них могли, наверное, влиять даже на ход местной истории – не зря же крестивший древних коми Стефан Пермский свой главный поединок за души аборигенов провел не с местным князьком или богатырем, а с языческим жрецом - памом. Тогда, 600 лет назад, пам проиграл Стефану.

Но не использовал ли ретивый креститель вполне, может быть, знакомые ему магические приемы сородичей (ведь по национальности он был коми)?.. Во всяком случае, для христианских проповедников в иных странах не характерно состязание с местным языческим жрецом в подледном плавании и прохождении через костер (в испытании водой и огнем, которое выиграл Стефан). Вот какие слова вложил в уста древнего пама Епифаний Премудрый, автор "Жития Стефана Пермского" и младший современник Стефана: "Не научился я побеждать огонь и воду, а учитель ваш, Стефан, еще сызмальства научился у своего отца заговаривать огонь и воду волхвованием и чародейством так, что его ни огонь не обжигает, ни вода не топит..."

Вероятно, могущественные колдуны живут и поныне. Доказательством тому служит еще одна история, которую рассказал Олег Куратов, ученый, кандидат наук, многие годы проработавший в советской атомной промышленности, ныне живущий в Москве. В конце 1970-х гг. он был в командировке на секретном военном объекте на Северном Урале и однажды в свободный день выехал с офицерами на охоту в тайгу. Так случилось, что военный "уазик" углубился на территорию тогдашней Коми АССР. Хозяином охотничьего кордона, куда прибыли любители пострелять дичь, оказался тун – коми-колдун, как он сам представился гостям. На следующий день во время охоты наш герой, сидя в засаде в паре со стариком-хозяином, издалека подстрелил оленя. При осмотре добычи выяснилось, что это беременная самка оленя. Отпив из горла животного горячей крови и начав разделывать еще теплое тело, охотники вытащили уже вполне сформировавшийся плод.

И тогда на глазах ошарашенного ученого-атомщика старый тун начал выкрикивать странные слова. Куратов вдруг снова ощутил себя сидящим в засаде и видел сквозь прицел ружья приближающегося оленя. Но теперь старик потребовал, чтобы гость не стал стрелять и дождался следующей добычи. Больше оленей рядом с ними в тот день не оказалось, и лишь вечером, умываясь, москвич увидел у себя под ногтями рук застывшую кровь...

Выбор читателей