Последняя попытка спасти Землю грозит катастрофой

Стремительные темпы климатических сдвигов приводят многих ученых к выводу, что другого выхода, кроме как попытаться самим охладить планету, у человечества не остается. Вопрос лишь в том, как это сделать




О том, какими последствиями грозят человечеству происходящие на наших глазах изменения климата, знает сегодня, наверное, каждый. В самом деле, есть от чего тревожиться. Земля нагрелась до исторического максимума: 2005 год стал самым теплым не только за всю историю метеонаблюдений. Согласно данным американского климатолога Джеймса Хансена, директора Годдардовского института космических исследований NASA, нынешние среднегодовые значения находятся где-то на самом верху шкалы температур, господствовавших на планете с начала голоцена, то есть последние 12 тыс. лет. Нагревание атмосферы идет стремительно. В течение ХХ столетия среднегодовые значения выросли на 0,8°С, причем темпы нарастают: только за три последних десятилетия показатели повысились на 0,6°С. Если дело пойдет так и дальше, то лицо Земли может измениться до неузнаваемости если не при нашей жизни, то при жизни наших детей.

Мрачные перспективы, рисуемые одним из ведущих специалистов по изменениям климата, вызвали неоднозначную реакцию как в самом научном мире, так и в правительственных кругах США. Администрация Белого дома посчитала за лучшее наложить цензурный запрет на публикацию исследования Хансена и установила строгие ограничения на контакты ученого с прессой. Тем не менее неутешительные прогнозы, которые, кстати сказать, делает не только американский профессор, но и многие его коллеги, способствовали оживлению дискуссии о возможностях искусственного воздействия на климат с целью предотвращения надвигающейся экологической катастрофы. Многие исследователи сходятся во мнении, что другого выхода, кроме как попытаться самим охладить Землю, у человечества не остается.

Но как это осуществить? По словам французского климатолога Эдуара Бара, рассматриваются несколько вариантов. Так, например, предлагается поставить между Землей и Солнцем, за пределами лунной орбиты, огромное зеркало. Это дало бы дополнительную солнечную тень и уменьшило освещение Земли. Другие идеи менее футуристичны. В частности, проводятся эксперименты по "удобрению" океанов частицами железа: эта подкормка способствует фотосинтезу (а значит, поглощению углерода) у фитопланктона, и, следовательно, уменьшает концентрацию углекислого газа, вызывающего парниковый эффект. Можно было бы также распылять мельчайшие частицы или аэрозоли в верхних слоях атмосферы, чтобы они отражали часть солнечных лучей. "Теоретически таким образом можно было бы снизить среднюю температуру... Хотя в реальности все намного сложнее", – отмечает Бар в интервью еженедельнику Monde.

По мнению французского ученого, самым реалистичным из этих проектов выглядит идея экранировать Землю, распылив в стратосфере сернистый ангидрид, который будет тут же превращаться в мельчайшие частички сульфата. На протяжении нескольких лет эти аэрозоли смогут отражать часть солнечного излучения.

"Изучить последствия такого эффекта помогли крупные вулканические извержения, в частности извержения вулканов Эль-Чичон в 1982 г. и Пинатубо в 1992 г., выбросившие в атмосферу двуокись серы, превратившуюся в клубы аэрозолей. После извержения Пинатубо этот "экран" на протяжении двух лет снижал температуру поверхности земли примерно на 0,5°С. Но нужно иметь в виду: эта цифра не отражает всей сложности явлений, вызванных извержением", – говорит Бар.

Затея с экраном может обернуться плохо прогнозируемыми и неуправляемыми побочными эффектами. По словам ученого, похолодание произойдет не везде – в некоторых регионах распыление аэрозолей, напротив, вызовет локальные потепления. Картину этого явления можно представить себе по тому, что происходило после извержения вулканов. "Следующей зимой после извержения Пинатубо сильное снижение температуры в Красном море повлекло за собой смешение поверхностных вод и вынос на поверхность питательных элементов, – поясняет климатолог. – Результатом стало размножение водорослей, которые задушили коралловые рифы. Во всем мире было также отмечено влияние этого феномена на рост наземных растений". В итоге еще через год, зимой 1993-1994 гг. вокруг Лабрадорского моря, на Ближнем Востоке и в Северной Африке отмечались значительные снижения температур, но в Северной Европе было зафиксировано потепление.

Применять какие бы то ни было методы искусственного охлаждения Земли нужно крайне осторожно, ведь они затронут не только атмосферу, но и всю климатическую систему, подчеркивает Бар. Но другого выхода, похоже, все равно нет. "Если Север не изменит своего отношения к климату, я боюсь, что через несколько десятилетий дело действительно дойдет до вынужденного использования крайних мер", – говорит французский ученый.

Выбор читателей