Москву поделили на зоны смертности

Столичные ученые попытались выяснить причины катастрофической демографической ситуации в России, изучив картину смертности как в целом по стране, так и в отдельно взятых округах Белокаменной




Тот факт, что в России сложилась ужасная демографическая ситуация, к сожалению, уже давно не является новостью. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), опубликованным минувшей весной, за последние 15 лет наших соотечественников стало меньше почти на 15 млн человек, и с этим определенно надо что-то делать. Однако чтобы остановить очевидную депопуляцию, для начала необходимо выяснить ее причины, что и попытались сделать столичные демографы, изучившие картину смертности как в целом по стране, так и в отдельно взятых округах Москвы.

Так, ведущий научный сотрудник ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Виктория Семенова рассказала "Комсомольской правде", что продолжительность жизни в нашей стране начала снижаться еще в середине 60-х гг. XX в., однако нынешние масштабы она приобрела после потрясений 90-х. "Все думали, что реформы в первую очередь ударят по детям и старикам, – пояснила Семенова, – но они вопреки всем прогнозам катком прошлись по молодым: у нас сейчас максимальными темпами вымирает население в возрасте от 20 до 39 лет!" При этом картину смертности молодежи сейчас определяют так называемые болезни бедных – то есть туберкулез, пневмония, цирроз печени… Другими словами, смерть косит "молодых и неработающих" россиян.

"По оценкам социологов, 70% россиян живут в бедности, не имея средств для достойного образования, лечения, питания, – сообщила специалист в интервью изданию. – А на Западе те же 70% населения относятся к среднему классу. Стоит ли удивляться, что там люди доживают до глубокой старости, а у нас мужчины до пенсии не дотягивают!.."

В этой связи примечательно, что ситуация в Москве, по словам Семеновой, гораздо лучше, чем в целом по России. "По данным 2005 г., продолжительность жизни у москвичей почти на восемь лет больше, чем в среднем по России, а у москвичек – почти на четыре года, – сообщила она "КП". – А ведь в пик кризиса – в середине 90-х – она была ниже, чем у россиян. Но за 10 лет экономического развития столицы и планомерной социальной политики (при всех ее издержках) продолжительность жизни в Москве выросла на девять лет! Тогда она составляла у мужчин всего 58 лет, а сейчас – около 67! В России за тот же период продолжительность жизни увеличилась меньше чем на 1,5 года".

Вместе с тем, по данным демографов, Белокаменная "отличается" высокой долей смертей "от неточно обозначенных состояний": выходит, что почти каждый восьмой житель Москвы, скончавшийся в возрасте от 20 до 59 лет, умирает непонятно почему. Правда, Семенова утверждает, что большинство таких случаев, скорее всего, являются смертями от травм и отравлений. "У нас (как в России, так и в Москве) большинство мужчин в возрасте от 20 до 59 лет умирают от сердечно-сосудистых заболеваний и травм с отравлениями, – пояснила она. – И все потому, что пить надо меньше".

А ведь есть еще немало болезней органов пищеварения (к примеру, цирроз печени и острый панкреатит), от которых в Москве умирают 7% мужчин и 9% женщин вышеуказанного возраста (в целом по России эти показатели составляют 6% и 10% соответственно). И опять-таки к этим недугам чаще всего приводит алкоголизм: по словам Семеновой, москвичи пусть и пьют в основном качественные спиртные напитки, однако потребляют их в больших количествах, что вызывает раннее развитие болезней сердца и органов пищеварения.

Что же касается смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, то ниже всего она в тех округах, которые отличаются высокой продолжительностью жизни. Так, в Центральном округе столицы мужчины и женщины живут в среднем 70,4 и 77,8 года соответственно, а в Юго-Западном эти показатели составляют 68,3 и 77,3 года. И наоборот: в Южном и Восточном округах продолжительность жизни самая низкая (в первом случае 67,4 года у мужчин и 75,7 года у женщин, а во втором – 66,8 и 75,3 года соответственно), а смертность "от сердца" – самая высокая. "Чем беднее и неблагополучнее население, тем выше смертность и больше распространены болезни кровообращения среди жителей 20-59 лет, – пояснила Семенова. – Потому что основная причина "сердечных недугов" в этом возрасте – алкоголизм…"

Похожая картина и в отношении уровня образования, который, по мнению ученых, не в меньшей степени влияет на продолжительность жизни. "Сравнение московских округов показало, что люди дольше всего живут в тех округах, где доля выпускников вузов больше: в Центральном и Юго-Западном, – рассказала Семенова. – Короче всего жизнь в Южном и Восточном, где уровень образования жителей ощутимо ниже… Особенно среди сильного пола. В этих округах людей с вузовским дипломом среди мужчин в возрасте от 20 до 39 лет на 6-8% меньше, чем среди поколения их отцов (мужчин 40-59 лет). А там, где снижается уровень образования населения, начинается его деградация". При этом Семенова отмечает, что необходимо учитывать следующий факт: в Москве, как нигде в России, велика доля приезжих, которые существенно усугубляют столичную картину смертности. Поэтому, по ее словам, если рассматривать только "постоянное" население, то уровень смертности в Белокаменной окажется еще ниже, чем по официальной статистике, а продолжительность жизни – "года на два больше".

Так что же делать для снижения уровня смертности населения? По мнению Семеновой, для этого необходимо принимать "адресные, рассчитанные на конкретные социальные группы и даже на конкретные регионы" меры. "Подходы к "лечению" Москвы и российской глубинки, профессора и сантехника должны быть разными", – считает она. И если возвращаться к вопросу об алкоголизме, то "москвичей надо учить соблюдать норму", а в целом по России необходимо в первую очередь бороться с отравлениями спиртными напитками

Выбор читателей