Через 20 лет мы будем пить столько же, но по иной цене

Эксперты в один голос утверждают: через 20 лет россияне не будут пить меньше, для этого должно смениться как минимум два поколения. Может быть, говорят они, мы будем потреблять более качественные напитки




Разнообразные прогнозы и беседы на тему "Что будем пить на праздник?" – вот, пожалуй, одни из основных тем в предновогодние дни. А если попытаться соединить все это в одно и попытаться представить, что же будет в стаканах, коими мы чокнемся лет так через двадцать-тридцать? Тема актуальная, хотя скептики справедливо указывают на то, что долгосрочные перспективы в системе отечественных координат строить бессмысленно. Все равно чаще всего выпадает "зеро"...

Но мы не пойдем на поводу у скептиков, лучше будем оптимистами. "МК" в понедельничном номере решил выяснить перспективы алкогольного рынка. И сразу довольно жестко заявляет: через 20 лет меньше пить мы не будем. Это подтверждают все эксперты, ни один не сказал слова "меньше". Жизненный уровень российских граждан неуклонно растет, стало быть, легко прийти к выводу: мы будем все больше склоняться к более качественным напиткам.

Производители водки уверены в том. Что 500-летнюю историю потребления этого, с позволения сказать, напитка из генной памяти не вытравить никакими шипуче-ликерными суррогатами. Экспериментировать с водкой производители не собираются – себе дороже. Ведь наш человек, если что, и самогонный аппаратик замастырит. Причем, пишет газета, как гнали самогон на Руси, так и будут, невзирая ни на повышающийся жизненный уровень, ни на различные кампании. Умельцы оттачивают мастерство, отрабатывают технологии. Газета высказывает предположение, то данный "сегмент рынка" не останется незамеченным производителями бытовой техники. Так что совсем не исключено, что через полтора-два десятка лет в магазинах рядом со "стиралками", холодильниками и пылесосами появятся самогонные аппараты, напичканные электроникой и прочим "хай-тэком" японского или европейского производства.

А насчет государственной водки… Эксперименты тут возможны скорее с тарой. Уже сейчас на прилавках бутылки самых разнообразных форм из стекла самых разнообразных оттенков. Пожалуй, единственное революционное нововведение, которое "грозит" россиянам, - это специальная бутылка-холодильник, чтобы не пить "летом, в жару, теплую, из горлышка, в подъезде".

Впрочем, рынок диктует некоторые новшества: в кристальную сорокаградусную стали добавлять различные вкусовые добавки. Травы, ягоды, корешки, бруньки те же. Однако из истории мы знаем, что аристократы-гурманы у себя в усадьбах производили (не сами, конечно) всевозможные настойки. Была, говорят, даже такая забава, своего рода игра "в слова": собирали настойки на весь алфавит по первым буквам, от анисовой до какой-нибудь яблочной, накапывали в рюмку по несколько капель разных настоек, чтобы получилось слово. И водящий должен был, выпив рюмку, это слово отгадать. Так вот, особо одаренные отгадывали слово "Навуходоносор"!

Но мы отвлеклись. Газета напоминает, что не так давно некие английские химики "придумали" насыщать водку газами. Эка невидаль, скажем мы и посмеемся над этими английскими "тормозами". Идея водочной газировки немедленно пришла в головы нашим людям сразу после того, как отечественная промышленность наладила выпуск бытовых сифонов. Вот только смысла на праздник пить веселую шипучку нет никакого: кому охота отвалиться в самом начале "Голубого огонька", пропустив все самое интересное?

Из последних западных ноу-хау можно вспомнить еще "алкоголь без жидкости". В емкость заливается алкоголь, где он смешивается с кислородом, пары поступают в специальный патрубок. Желающий окосеть вдыхает ртом смесь паров спирта и кислорода, и – здрасьте. Полчаса крутого пике и беспохмельное отрезвление. Специалисты объясняют это тем, что алкоголь сразу поступает в кровь, минуя несчастную печень.

Но как-то все это не по-русски. Наши специалисты считают (см. выше), что традицию ничем не вытравишь. Ну, разве что, будет некий уклон в сторону слабоалкогольных напитков и так называемых коктейлей из спирта и энергетиков. С одной стороны, человек пьянеет, а с другой его охватывает некая эйфория. Впрочем, не все ветераны алкогольного движения рекомендуют налегать на подобные баночки. Говорят, что путь от них до алкоголизма куда как ближе, чем от водки и виноградных вин.

Кстати, про вино. То ли благодаря стараниям главного санитарного врача Онищенко, то ли потому, что вкус у граждан развивается не по дням, но россияне постепенно научились разбираться в хороших виноградных винах. Говорят, что доля потребления красного сухого вина увеличивается, чего нельзя сказать о всяких коктейлях, боулях и прочих западных цветных штучках. Не по-нашему это.

А вот алкоголизм – это наше все. По данным ВОЗ, в мире он стоит на третьем месте как причина смерти. У нас в России 18% мужского и 5% женского населения регулярно "закладывают за воротник", в минувшем 2003 г. число официальных алкоголиков составило 2,2 миллиона! Эксперты утверждают, что реальное потребление в стране составляет 15 л на каждого, включая стариков и младенцев. И уменьшения литража не предвидится… Так что этот последний абзац прошу приравнять к знаменитому минздравовскому предупреждению.

Выбор читателей