Москвичи проиграли битву на личном фронте

По статистике, на 10 свадеб в столице приходится пять-шесть разводов. Семейная жизнь претерпела сокрушительные метаморфозы, сделавшие ее непопулярной среди нынешнего поколения женихов и невест




Пока 2006 г. отсчитывает свои последние деньки, социологические службы занимаются подведением его итогов - не только в общественной, но и в сугубо личной сфере. Последняя, как выяснилось, оказалась в довольно бедственном положении: демографическая ситуация по-прежнему отличается нестабильностью и крайне неравномерным распределением показателей по регионам, а узы Гименея, прочность которых является одним из гарантов роста рождаемости, неуклонно теряют авторитет.

Законный брак как общественный институт на личных фронтах россиян терпит сокрушительное поражение: статистика за уходящий год показывает, что наши соотечественники перестали относиться к регистрации отношений как к норме. Наоборот, отмечает "Комсомольская правда", за правило стали брать получивший распространение в последние годы так называемый "гражданский брак". Доцент кафедры социологии семьи и брака социологического факультета МГУ Александр Синельников объясняет, что такая форма отношений привлекает современных молодых людей, потому что освобождает от ответственности.

С другой стороны, и штамп в паспорте не способен удержать супругов от разрыва, если семейная жизнь их не устраивает. Тенденция налицо: на каждые 10 браков в столице приходится пять-шесть разводов, то есть как минимум половина. Цифра критическая, особенно если учесть, что причин для улучшения ситуации пока нет. Причины того, что этот "бракоразводный" процесс приобрел национальные масштабы, кроются в самой нашей жизни: многое в ней изменилось, казалось бы, в лучшую сторону, но последствия этих перемен прямо противоположные.

К примеру, женщины обрели финансовую самостоятельность, перестав зависеть от мужчин материально. Еще совсем недавно полноценно воспитать ребенка без мужа представлялось нереальным по причине явного несоответствия женских зарплат и затрат. Но сейчас дамы работают и зарабатывают наравне со своими коллегами мужского пола, а значит, могут позволить себе остаться матерями-одиночками. Да и само это название, которое в советские времена подразумевало осуждающую позицию общества, теперь мало используется. Женщина, самостоятельно воспитывающая ребенка, не будучи замужем, уже не воспринимается как неудачница или несчастная жертва мужского произвола.

Словом, брак для представительниц прекрасного пола существенно утратил свою былую привлекательность. И это не домысел, а вывод на основе статистических данных: при распаде семьи, в которой есть дети, в 60-80% случаев инициаторами становятся именно женщины. Разводясь, они в большинстве случаев получают не только алименты, но и жилье, потому что раздел квартиры по причитающейся каждому члену семьи площади оставляет мужьям слишком ничтожный шанс выгадать что-то на размене: дети-то, как правило, остаются с мамой. Зато на фоне всех перечисленных процессов наличие любви между супругами стало восприниматься как необходимое условие. Угасание чувства воспринимается как достаточный повод для развода, и все чаще люди покидают остывший семейный очаг, уходя не к кому-то, а от кого-то.

Поэтому гражданские браки сейчас на волне популярности: при желании или по причине появления потомства всегда можно сходить в ЗАГС, а если что не так - взять и расстаться без особых проблем. Кстати, такой вид сожительства недолговечен: в среднем продолжаясь два-три года, он заканчивается либо разрывом, либо свадьбой. Неудачи на семейном фронте, которые раньше не отбивали у россиян охоту снова создать семью, теперь воспринимаются фатально. Во всяком случае, повторных браков стало очень мало. И вообще, к созданию ячейки общества женихи и невесты начали относиться настолько серьезно, что дошли до крайности. Накопление денег, подъем по карьерной лестнице до определенной ступеньки, покупка недвижимости или машины, нежелание иметь детей до определенного возраста - все это вкупе с естественным желанием как можно дольше сохранять свободу привело к тому, что теперь под венец идут по большей части уже не юные романтики, а зрелые личности в возрасте 25-35 лет.

Рождение первого ребенка для многих женщин откладывается, соответственно, на тот же самый возрастной период, тогда как еще лет пятнадцать назад первенцев рожали до достижения 25-летнего возраста. Итог налицо: рождаемость падает, все больше детей появляется на свет вне брака, россияне обоего пола наконец-то оценили европейскую модель отношений, при которой партнеры живут раздельно, и взяли ее на вооружение.

Выбор читателей