Россияне устали от "левого" изобилия

Социологи установили: идея объединения оппозиции, озвученная спикером Совета Федерации и лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым, близка россиянам. Только вот сами левые по-прежнему против




У Сергея Миронова появился новый стимул бороться за объединение левых партий. Пока что предпринятые им попытки пополнения своих рядов за счет коммунистов и ЛДПР были тщетны, однако, как выяснил ВЦИОМ, идеи Миронова близки и понятны россиянам.

Так, 62% опрошенных к идее объединения левых относятся положительно. Против -каждый пятый, почти столько же неопределившихся. Допускают для себя возможность проголосовать на декабрьских выборах за левых 20% опрошенных, однако твердых сторонников - тех, кто "обязательно за них проголосует", - гораздо меньше, 4%. Треть респондентов, "скорее всего", не проголосуют за левых, еще четверть не станут их поддерживать ни в коем случае. При этом доля сторонников левых возрастает с 14% в группе респондентов, относящих себя к хорошо материально обеспеченным, до 22% - в финансово неблагополучной группе.

За объединение, в основном, ратуют те, кто непременно поддержит партии этого спектра на выборах (75%). Около трети респондентов - 33% - при этом считают, что возглавить подобную конструкцию должен Миронов. Поклонников Зюганова при таких раскладах 23%, и лишь 4% предпочли бы видеть в лидерах Жириновского. Какого-либо другого политика на этот пост прочат не более 1% опрошенных.

Однако маловероятно, что мнение трудящихся заставит Зюганова и Жириновского изменить свою позицию: на предложения спикера Совфеда слить ряды и задать совместную "трепку" ЕР они уже ответили категорическим отказом, причем мотивировали его схожим образом. Мол, солидным и уважающим себя партиям не по пути с какой-то искусственной конструкцией, готовой, по определению лидера ЛДПР, довольствоваться чужими объедками. Кроме того, согласно опросам, и КПРФ, и ЛДПР по сравнению с мироновской партией пока находятся в более выигрышном положении, так что особой необходимости "ложиться" под СР у них нет.

Учитывая неплохие рейтинги и коммунистов, и ЛДПР, повторения печальной истории с несостоявшимся объединением демократов можно не опасаться. Тогда электорат, как все помнят, тоже жаждал слияния, и на московском уровне оно даже принесло определенные дивиденды. Полемика вокруг деструктивного влияния "многоколония" - то есть походов партий со схожими программами на выборы разными списками - не утихает до сих пор. Но если для СПС и "Яблока" стратегический альянс на федеральном уровне был делом принципиально важным - шансы пройти в Думу самостоятельно и у тех, и у других равны нулю - у левых и у ЛДПР ситуация иная. Другое дело, что амбиции Миронова вероятным четвертым местом будут задеты (рассчитывали-то на второе), а потому его несостоявшимся партнерам ближе к выборам могут намекнуть на то, что сотрудничать все же придется.

Однако произойдет это лишь в том случае, если к декабрю партию Миронова все еще будут рассматривать как серьезную заявку на "вторую ногу". Например, "прикрепят" к ней одного из преемников. По слухам, ЕР в этом смысле уже повезло: не исключено, что ее предвыборный список возглавит Сергей Иванов, чьи взгляды на ту же суверенную демократию, как недавно выяснилось, во многом созвучны позиции Владислава Суркова. Это означает, что "мироновцам" может достаться второй преемник - например, Дмитрий Медведев. Безусловно, сразу станет понятно, кого прочат на "скамейку запасных", но политес будет соблюден.

В то же время "Единая Россия" уже вовсю дает понять, что детище Миронова не спасет никакой преемник: партия-то, по сути, антипрезидентская. Солидаризируясь по основным вопросам с курсом КПРФ - в частности, фактически голосуя против федерального бюджета на 2008 - 2010 гг. и призывая к объединению с ней, СР никак не может быть сторонницей главы государства. "В любой стране оппозиция никогда не голосует за бюджет. И, напротив, те партии, которые не относят себя к оппозиции, всегда голосуют за бюджет, даже если им в нем что-то не нравится. Это основной закон, по которому живет страна. Левые идеи дать всем как можно больше, ширше и глубже сами по себе достаточно популярны, но тогда нечего за Путина цепляться", - считает председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.

Таким образом, Миронов оказывается в довольно затруднительном положении. Апеллировать к поддержке Путина с учетом его коалиционной политики и в самом деле будет проблематично. Действительно: если Миронов за коммунистов, то при чем тут Путин? Но и коммунисты, с чьей помощью СР еще могла бы рассчитывать на второе место в ГД, с вероятностью 99% ему такой любезности не окажут. Любой преемник, вставая под знамена СР, также оказывается в двойственном положении - по логике вещей, он должен разделять левые взгляды Миронова (который, по той же логике, - оппозиционер). Что с самим понятием "преемник" несовместимо.

Следовательно, не исключено, что никакого преемника в списке эсеров вообще не будет. Что само по себе поставит СР и ЕР в заведомо неравные условия, давая определенный сигнал элитам. Это означает, что к выборам Миронов может прийти не только без несговорчивых союзников, на которых он пока еще возлагает большие надежды, но и без имиджа "второй партии власти". А вот это уже гораздо серьезнее.

Выбор читателей