Сомнительный Ван Гог нанес оскорбление музею

Житель Южной Кореи сообщил руководству Пушкинского музея о получении по наследству картины Ван Гога. Мужчина уверен в подлинности полотна, а это значит, что в знаменитом музее хранится "липа"




Не зря пресс-служба МВД сегодня призвала хранителей искусства к порядку, обнародовав кощунственную статистику: только один из десяти музеев России находится под надежной охраной, а остальные едва ли не брошены на воровской произвол. Грядет масштабная проверка, а один из крупнейших музеев страны тем временем оказался невольно втянут в скандал, завязавшийся вокруг одного из его экспонатов - полотна Ван Гога.

Словно гром среди ясного неба грянуло для сотрудников Пушкинского музея известие из Южной Кореи. Некий тамошний житель, сын уважаемого юриста, сообщил администрации одного из крупнейших собраний живописи в России, что картина Ван Гога "Пейзаж после дождя с повозкой и поездом на заднем плане в окрестностях Овера", входящая в музейный фонд, на самом деле - подделка. Истинное же произведение, созданное рукой великого художника, якобы находится в Южной Корее, непосредственно во владении автора сообщения. Претендующий на обладание оригиналом житель республики по имени Сур Бьенг Су утверждает, что между его собственностью и копией, выставленной в Пушкинском музее, есть различия.

Южнокорейский коллекционер получил полотно в наследство от своего отца, а тому она, в свою очередь, досталась от некоего иностранца. Теперь 59-летний наследник, ставший полноправным хозяином картины, намерен бороться за признание его имущества оригиналом, посрамив тем самым запасники знаменитого русского музея. "Отец завещал беречь пейзаж, но я только сейчас понял, почему", - сообщил возмутитель музейного спокойствия, объясняя охватившее его волнение.

В мире периодически всплывают картины, выдаваемые за "Пейзаж после дождя с повозкой и поездом на заднем плане в окрестностях Овера" и подписанные якобы великим Ван Гогом, однако Сур Бьенг Су уверен в подлинности именно своего экземпляра. По его мнению, все полотна, что были известны до этого, - копии. Корейца не смущает тот факт, что живопись голландского художника часто привлекает мастеров-копировщиков, которые любят его за простоту манеры и характерность стиля. Да что и говорить, многие живописцы XX в. стали жертвами злостных изготовителей "липы", усердно размножающих псевдошедевры изобразительного искусства.

Для администрации Пушкинского музея заявление южнокорейского коллекционера оказалось неожиданностью. Репутация фондов этого известного российского собрания произведений искусства зиждется, в частности, на том, что все его экспонаты - подлинники. Весть о "затесавшейся" среди настоящих полотен подделке не то чтобы вызвала скандал, она нанесла сотрудникам музея оскорбление. На их защиту встал, в частности, глава Роскультуры Михаил Швыдкой, напомнивший общественности, что есть люди, которые изготовляют подделки и постепенно начинают верить в их подлинность. "Такая своеобразная мания", - добавил чиновник.

Конечно, одними успокоительными заявлениями вопрос не решить. Дело за экспертами, в компетенции которых определить, какая именно картина является оригиналом, а какая с него скопирована. Полотно Сура Бьенг Су написано темперой, а не маслом, на изображенном там домике окон на одно больше, чем у российского аналога. Пока кореец предоставил в распоряжение Пушкинского музея только снимки сокровища своей коллекции. Отказываться от своей уверенности он не собирается.

В музее отнеслись к этой истории сравнительно спокойно. Здешние специалисты хорошо знают путь, которым "Пейзаж после дождя с повозкой и поездом на заднем плане в окрестностях Овера" попал в их фонд: в 1909 г. известный меценат Иван Морозов приобрел его в Париже за 13 тыс. франков. Точно так же, как и южнокорейская сторона, российские искусствоведы не собираются разуверяться в своей правоте и тягаться с заграничным коллекционером в бессмысленных распрях.

Выбор читателей