В стенах АвтоВАЗа творится непонятное

Профсоюзный лидер заявил об остановке главного конвейера на заводе и массовой акции протеста среди рабочих. Руководство предприятия опровергло эту информацию и сообщило, что работа продолжалась в штатном режиме




Знаменитый Волжский автозавод - флагман и гордость советского автомобилестроения - продолжает лихорадить. О том, что происходило на предприятии в первый день августа, ничего не известно, точнее, есть две взаимоисключающие версии. Согласно одной из них, производство на автогиганте практически остановилось, по другой - предприятие продолжаело работать в штатном режиме.

О начале забастовки в одном из цехов в среду сообщили представители альтернативного профсоюза АвтоВАЗа "Единство". По словам лидера организации Петра Золотарева, в обеденный перерыв на заводе прошел митинг с участием 400 человек, а после обеденного перерыва 300 человек не вышли на свои рабочие места. "Рабочие сидят на траве, прекратили работу", - сказал он. Золотарев утверждает, что остановился один из ключевых цехов автомобильного гиганта - №45-2. "Сейчас лента движется, но автомобили никто не собирает", - сообщил он. Петр Золотарев рассказал журналистам, что поскольку оставшиеся рабочие "не успевают комплектовать все автомобили, проходящие по конвейеру", а также из-за того, что не работают погрузчики, поставляющие запчасти на главный конвейер, то "завод не получает экономического эффекта от того, что конвейер продолжает работать". Профсоюз ожидает, что к забастовке присоединятся работники других цехов. Бастующие рабочие требуют повышения среднего уровня зарплаты с 7 - 10 тыс. до 25 тыс. рублей. Всего на заводе работают 110 тысяч человек.

С другой стороны, в пресс-службе предприятия с утра сообщали, что работа продолжается в штатном режиме. "Цеха автозавода в 07:30 возобновили работу согласно графику производства", - сказал журналистам официальный представитель завода. "Никаких инцидентов, связанных с возможной забастовкой, на данный час не возникало", - подчеркнул источник.

Правда, пресс-секретарь президента АвтоВАЗа Иван Скрыльник в телефонном разговоре с корреспондентом "Yтра" признал, что нечто похожее на митинг на территории завода происходит. Правда, участвуют в нем всего около 20 человек. "Два десятка рабочих вышли на улицу и о чем-то разговаривают", - сообщил Скрыльник. На работу конвейера, по его словам, это обстоятельство никак не влияет, и вообще опасаться руководству нечего.

Судя по последним сообщениям, поступающим с АвтоВАЗа, митинг все же прошел. К манифестантам вышел директор сборочно-кузовного производства Валентин Шендяпин и предложил забастовщикам вернуться к работе. Рабочие на это не согласились. Более того, они попытались выяснить, какую он получает зарплату, однако ответа не получили. "Они выдвинули требования и хотят гарантий того, что эти требования будут выполнены", - сообщили в профкоме. Также рабочие настаивали, чтобы к ним вышел президент "Группы АвтоВАЗ" Владимир Артяков.

Около 15:45 рабочие Волжского автомобильного завода прекратили забастовку, вторая смена приступила к работе. Как заявил Золотарев, стачку было решено остановить, поскольку она изначально носила предупредительный характер. Руководство предприятия по-прежнему утверждает, что "никакой забастовки не было".

Интересный комментарий создавшейся ситуации поступил от зампреда профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения России Виктора Горенкова. Он заявил, что "Единство" "пытается перехватить инициативу и поднять свой авторитет". По его словам, "Автосельмаш" ранее договорился с руководством о повышении заработной платы с 1 июля на 4,6%, а "Единство" теперь пытается на этом заработать себе авторитет. Требование поднять заработную плату до 25 тыс. рублей он назвал "экстремистским" и признал, что проблема зарплат на заводе существует, но предостерег от попыток решить эти проблемы "одним махом". При этом уже само привлечение внимание к АвтоВАЗу Виктор Горенков охарактеризовал как "положительный факт".

Не более чем частью предвыборной стратегии "эсеров" назвал попытку организовать забастовку на АвтоВАЗе гендиректор центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Михаил Виноградов. В своем комментарии эксперт отметил, что требование повысить зарплату в 2,5 раза на АвтоВАЗе, вынужденном справляться с наследием советского времени, выглядит менее обоснованным, чем, к примеру, требования рабочих успешного предприятия "Форд" во Всеволжске. "Поэтому не исключено, что подоплека конфликта - политическая", - делает вывод Виноградов. "Общеизвестны конфликты нового руководства АвтоВАЗа и компаний, оттесненных от финансовых потоков предприятия, которые в свою очередь тесно связаны со "Справедливой Россией"", - поясняет он. Поэтому вполне возможно, считает эксперт, что реальная цель акций на заводе - мобилизация электората накануне выборов в Госдуму и мэра города Тольятти.

Виталий Камышев - эксперт Фонда развития информационной политики - сделал предположение, что "объединенная коалиция" полукриминального тольяттинского бизнеса и бывшего менеджмента АвтоВАЗа предприняла попытку нанести удар по политическим "тяжеловесам" - губернатору Самарской области Константину Титову и главе Рособоронэкспорта Сергею Чемезову. Между тем подобные действия способны причинить серьезный ущерб имиджу не только области и предприятия, но и всего государства, считает Камышев. Он напоминает, что подъем АвтоВАЗа обозначался президентом как одна из приоритетных задач экономики. Во время недавнего визита на тольяттинский завод Владимир Путин выразил уверенность в том, что у российского автопрома "хорошее будущее".

Выбор читателей