В геном пролез ревнивый паразит

Оказывается, природа поставила над обычными фруктовыми мушками-дрозофилами удивительный эксперимент. В их геном практически полностью встроена ДНК паразита, взявшего под контроль размножение насекомых




Пути эволюции подчас столь удивительны, что сами ученые бывают шокированы, распутав очередную нить из этого самого сложного в мире клубка. Плодовую мушку, или дрозофилу, генетики изучили, казалось бы, вдоль и поперек, над нею проводились десятки тысяч экспериментов. И вдруг крылатое насекомое преподнесло исследователям сюрприз: оказывается, его ДНК несет в себе наследственность совершенно другого организма.

Бактерия Wolbachia паразитирует на многих насекомых, включая и интересующих нас дрозофил. Своим местом обитания микроорганизм избрал половые органы насекомых, семенники и яичники. Причем он настолько хорошо освоился в организме хозяина, что может управлять его половым поведением! Беспринципная бактерия препятствует спариванию своего хозяина с другой, здоровой особью, чтобы потомство тоже гарантированно было заражено. Но и этого паразиту оказалось мало. За миллионы лет эволюции он пролез в гены мухи, практически полностью записав в них свою последовательность ДНК.

В эксперименте ученые взяли 45 контрольных участков из разных точек генома бактерии. В ДНК мухи были найдены 44 из них, а значит, дрозофила несет в себе почти всю наследственность паразита . Ученые говорят, что теперь придется расшифровывать генотип насекомого с осторожностью, чтобы не включить в него бактериальные гены (которые строго говоря все же являются здесь гостями). Нас же больше интересует другой аспект: никогда до сих пор в генотипе столь совершенного живого существа не отмечали в генотипе наличие почти полного набора чужих генов.

Что самое интересное, такой опыт, поставленный природой над дрозофилой, оказался, судя по всему, более чем успешным. Ученые замечают, что большая часть бактериальных генов работает, то есть запускает синтез тех или иных белков. А значит, организм уже не может без них обойтись. Более того, биологи предполагают, что столь тесное слияние с паразитом могло принести дрозофиле определенные эволюционные преимущества: сделать это насекомое более живучим и лучше приспособливающимся к внешним условиям.

Ученые предполагают, что такие же незваные гости могут содержаться также и в генотипе наших более близких соседей по эволюционной лестнице - амфибий и рептилий. В то же время в наследственности человека и других млекопитающих ничего подобного быть не может, так что можно вздохнуть свободно. Чужих генов ни один из нас в себе не несет. А значит, те гены, которые толкают нас на употребление наркотиков, а также делают склонными к ожирению и даже доводят до депрессии, не удастся объявить чужеродными. Напротив, все они наши, родные.

Выбор читателей