Киев борется с искушением

Ближайшие недели покажут, как поведет себя Украина в качестве без пяти месяцев члена ВТО. Не менее интересный вопрос – как поведет себя Россия, если столкнется за столом переговоров с украинской делегацией, исполненной боевого задора




Украина получила добро на вступление во Всемирную торговую организацию. Правда, воспользоваться правом выставлять свои условия другим кандидатам она сможет не сразу: сначала Верховная рада должна ратифицировать подписанный в Женеве Протокол о присоединении и принять еще 11 законов, касающихся регулирования торговли. Срок на это отведен немалый – пять месяцев. За это время народные депутаты смогут детально ознакомиться с условиями, на которых их страну "вступили" в ВТО (эти условия не сулят ничего хорошего ни сельскому хозяйству, ни ВПК, ни банковскому сектору). Ознакомившись, успеют вдоволь подискутировать, поблокировать трибуну и спикера, а также, согласно украинской политической традиции, устранить все разногласия врукопашную. Однако весь этот "законотворческий процесс" должен будет завершиться не позднее 4 июля, иначе подписанный Протокол потеряет силу, и придется его согласовывать заново.

При благополучном исходе дела на окончательные формальности понадобится еще только месяц – и россияне с украинцами встретятся по разные стороны стола переговоров. Официальные лица (даже Юлия Тимошенко) до сих пор уверяли, что Украина, вступив в ВТО, не будет мешать России вступить туда же. Эксперты приводят весомые аргументы: Киеву выгодно, чтобы его основной торговый партнер играл по тем же правилам и решал все споры в рамках механизмов ВТО. Однако, как отметил директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский, "у Киева может возникнуть искушение все-таки войти в переговорный процесс", если Россия к тому моменту не успеет завершить свои переговоры. Искушение это связано с тем, что членство в ВТО дает стране замечательное подспорье для обоснования своих претензий к торговым партнерам – особенно к тем, с которыми дружба по каким-то причинам не клеится. Впрочем, это не значит, что партнеры обязательно выполнят такие требования – у них может найтись не менее убедительная контраргументация. В общем, по словам Портанского, "все будет зависеть от того, какой уровень сотрудничества – противостояния будет на данный момент между Москвой и Киевом".

В настоящее время этот уровень ближе к противостоянию, чем к сотрудничеству. Точно так же, как в ВТО, Украину хотят "вступить" в НАТО – и это не может восприниматься Москвой позитивно. Кроме того, не прекращаются разборки в сфере поставок энергоносителей – вот-вот начнется очередная российско-украинская газовая война. (Сегодня в Москве руководство "Нафтагаза Украины" проведет переговоры с "Газпромом" по вопросам поставок газа на Украину и его транзита в Европу.) Наконец, с каждой стороны действует по десятку мер, ограничивающих импорт товаров другой стороны.

Таким образом, если Россия не успеет завершить переговоры до того, как Верховная рада ратифицирует Протокол, не миновать ей появления нового оппонента, который будет выставлять довольно существенные условия. Вряд ли Украина будет вести себя столь же категорично, как в свое время Грузия, здесь, скорее, будут использоваться мягкие формы шантажа. Но результат будет тот же: вступление России в ВТО задержится на неопределенное время.

Незадолго до подписания Протокола о присоединении Виктор Ющенко уже намекнул, какие вопросы станут предметом для "очень интересного диалога" с Москвой после того, как Украина вступит в ВТО. Кое-что затем добавили другие официальные лица, а эксперты конкретизировали. Получается такой список. Во-первых, ограничения доступа на российский рынок для ряда украинских товаров – речь идет о мясной и молочной продукции, ввоз которой был ограничен несколько лет назад по причине ее низкого качества. С тех пор украинские экспортеры получили необходимые сертификаты от российских инстанций, однако их ниша на рынке за это время существенно сузилась. Запрещен ввоз сахара и спирта. Кроме того, ограничения введены на импорт труб большого диаметра и некоторых других видов металлургической продукции. Здесь причиной стали низкие цены – демпинговые, как полагают в России. Цена вопроса, по словам Ющенко, такова: действие различных ограничений украинского экспорта в РФ привело к его сокращению на $3 млрд и росту отрицательного сальдо Украины в торговле с Россией до $6 миллиардов. Эту ситуацию Украине хотелось бы исправить.

Но если вопросы доступа на рынки – непосредственная тема для переговоров в рамках ВТО, то другая проблема российско-украинских отношений – поставки энергоносителей – не входит в компетенцию этой организации. Тем не менее Киев (если уж он поддастся искушению ввязаться в переговоры) непременно "намекнет", что схема поставок газа на Украину не соответствует духу ВТО и должна быть изменена прежде, чем Россия вступит в эту организацию. Будет ставиться и вопрос о гарантиях незыблемости уровня цен на газ. Кроме того, Украина может потребовать, чтобы Россия отменила экспортные пошлин на нефть и нефтепродукты.

Наконец, Украина намерена требовать от России ратификации парафированного еще в 1993 г. соглашения о свободной торговле. Это условие (о нем, кстати, чаще всего говорят в Киеве) представляется наиболее загадочным из всех. С одной стороны, создание зоны свободной торговли (ЗСТ) с Россией бесспорно выгодно Украине: это позволило бы решить проблему доступа украинских товаров на российский рынок и пошлин на нефть (проект 1993 г. предусматривал полную ликвидацию таможенных барьеров между двумя странами). С другой стороны, не понятно, как украинцы предполагают сочетать эту зону с другой – европейской. Ведь не далее как в конце января, после встречи с Тимошенко, вице-президент Европейской комиссии Франко Фраттини заявил, что уже в начавшемся году ЕС может создать зону свободной торговли с Украиной. Обязательным условием для этого было вступление страны в ВТО, и теперь оно почти выполнено. Учитывая общую прозападную направленность украинской властной элиты, европейский проект для Киева, несомненно, является приоритетным. Однако не известно еще, как ЕС отнесся бы к тому, что через Украину европейская зона свободной торговли может расшириться до самого Тихого океана. По крайней мере, непосредственно с Россией переговоры о ЗСТ Брюссель начинать и не думает.

И вообще, соглашение – дело добровольное, тем более если речь идет о создании зоны свободной торговли. А если уж Россия 15 лет не ратифицировала это соглашение – значит, не хочет создавать ЗСТ с Украиной, и заставить ее теперь будет еще более проблематично, даже используя авторитет ВТО. Еще в 2002 г. МЭРТ фактически признал российско-украинский проект не отвечающим интересам обеих сторон, и мы пошли по пути экономической интеграции в формате ЕврАзЭС. Вряд ли всего этого не понимают в Киеве.

Возможно, расчет делается просто на обилие возможных требований – на то, что Россия заранее занервничает и пойдет на частичные уступки, хотя Украина формально еще не стала членом ВТО и в переговоры с РФ сможет включиться не скоро. Да и успеет ли она к их завершению – тоже вопрос. По словам главного российского переговорщика по ВТО Максима Медведкова, "Россия по-прежнему ориентирована на окончание всех двусторонних и многосторонних переговоров в середине года". То есть теоретически (если Верховная рада продолжит саботаж политики Ющенко), Киев может "упустить" Россию. Поэтому Украина, скорее всего, обозначит свои требования гораздо раньше – в целях устрашения противника. Как полагает директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов, "требования появятся в любом случае, и будут они касаться не только экономики, но и других вопросов, скажем, Черноморского флота. Выдвигаться будут самые невероятные требования, учитывая тягу Юлии Тимошенко к популизму. Требовать будут даже невозможного, чтобы получить хоть какие-то преференции".

Что ж, ближайшие недели покажут, как поведет себя Украина в новом качестве – без пяти месяцев члена ВТО. Но не менее интересный вопрос – как поведет себя Россия, если столкнется за столом переговоров с украинской делегацией, исполненной боевого задора. Пока особого беспокойства по этому поводу российская сторона не испытывает. По словам Алексея Портанского, Россия уже выдержала суровый натиск со стороны таких крупных торговых партнеров, как ЕС и США, и основные условия ее вступления в ВТО сформулированы. Поэтому вряд ли новому участнику переговоров удастся добиться чего-то серьезного.

Но не исключен и другой вариант. Жесткость Украины может стать последней каплей, переполнившей чашу терпения: Россия приостановит процесс своего вступления в ВТО на неопределенный срок. А заодно сложит с себя уже взятые обязательства – например, по фактически принудительным закупкам "ножек Буша".

И вот тогда начнется самое интересное. Подстегиваемые мировым кризисом и желанием улучшить доступ на российский рынок (который не сильно страдает от этого кризиса), западные партнеры станут упрашивать Россию вступить в ВТО, наперебой предлагая фантастические условия. А что же Россия? Она просто не будет торопиться с ответом. Но непременно выразит благодарность Украине, героически вступившей В ТО САМОЕ прямо у нее перед носом...

Выбор читателей