Путин поставил перед собой неразрешимую задачу

Нового премьер-министра ждут очень серьезные трудности, поскольку надо будет решать вопрос превращения монополизированной и коррумпированной российской экономики в инновационную


ФОТО: AP



Состоявшиеся вчера выборы президента Российской Федерации никаких сенсаций не принесли, а это значит, что уже через два месяца нынешний президент, скорее всего, возглавит правительство. И здесь его, похоже, ждут куда более серьезные трудности, чем в бытность главой государства. Совершенно очевидно, что оставленная в наследство Путиным-президентом Путину-премьеру страна с полуогосударствленной, монополизированной и коррумпированной экономикой исчерпала потенциал сырьевого роста. В таких условиях придется приводить страну к инновационной модели экономического роста, и главным препятствием на этом пути будет государство, не способное ни на эффективные реформы, ни на самореформирование.

Выступая на последнем заседании Госсовета, Владимир Путин подвел итоги своего президентства. За последние восемь лет изменилось многое. "Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. И это, в конечном счете, привело к дефолту 1998 г., который обернулся разорением многих предприятий, ростом бедности и безработицы. Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 г. она составляла 36,5%. На начало 1999 г. пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40%, пенсии – и того меньше. В результате почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума", – освежил президент в сознании собравшихся ситуацию в стране в момент своего прихода к власти.

Статистика подтверждает серьезный экономический прогресс, пришедшийся на начало 2000-х годов. ВВП с 2000 по 2007 г. вырос на 72%, промышленное производство – на 56,2%, сельское хозяйство – на 34,2%, внешнеторговый оборот – более чем в пять раз, инвестиции в основной капитал – на 159,3%. Реальные располагаемые денежные доходы населения (с учетом официальных данных инфляции) выросли в 2,5 раза, реальная начисленная заработная плата – в три раза, а размер пенсий – в 2,4 раза. Эту радужную статистическую картину омрачает лишь показатель инфляции: после последовательного снижения, в середине 2007 г. она вновь начала набирать обороты.

"В целом формальные количественные показатели хороши, – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев. – Однако уже общепринятым правилом является оценка итогов экономического развития не только и не столько путем сопоставления экономических показателей, сколько через аналитическую оценку проводимых реформ. А с этой точки зрения выводы будут едва ли не противоположными". По мнению эксперта, за два срока нахождения Путина во главе государства не было реализовано ни одной однозначно успешной реформы. К "скорее успешным" можно отнести такие реформы, как налоговая, бюджетная, банковская, развития фондового рынка. Список однозначно провальных проектов значительно шире: административная реформа, защита прав собственности, пенсионная реформа, развитие конкуренции, реформа ЖКХ, монетизация льгот и т.д.

В значительной степени российские экономические успехи объясняются тем, что именно в момент прихода к власти Путина начали расти цены на нефть. Сейчас, когда стоимость барреля нефти перевалила за $100, трудно поверить, что в середине 1999 г. они находились на уровне чуть более $13 баррель. Источником роста российской экономики долгое время оставался нефтегазовый сектор, к которому сегодня добавился высокий внутренний спрос, подпитываемый растущими ценами на все те же энергоносители. Очевидно, что без благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры повышение уровня жизни оказалось бы просто невозможным. По подсчетам главы Экспертной экономической школы Евсея Гурвича, дополнительный доход от экспорта нефти за последние восемь лет (если исходить из средней цены за 1992 - 1999 гг. с поправкой на инфляцию) составил около $500 млрд, причем $450 млрд из них приходятся на последние четыре года. "Это очень помогает "встать с колен", – отметил Гурвич. – Из 7% ежегодного прироста ВВП 2% – за счет цен на нефть".

Не стоит также забывать, что Путин пришел к власти через полтора года после кризиса 1998-го, а согласно законам циклического развития, после глубокого спада страна с переходной экономикой всегда демонстрирует подъем. Такой потенциал роста Россия уже исчерпала, и сегодня ей необходим переход к новой модели роста, о чем президент неоднократно говорил. "Главная проблема – об этом сказал, подводя итоги своей работы, президент Владимир Владимирович Путин, – это государство, которые мы имеем. Оно не способно проводить системно успешные реформы, – считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Если они и становятся успешными, то это во многом благодаря неким случайным счастливым стечениям обстоятельств. Ситуация такая, что мы должны проводить сразу комплекс реформ. И вот на это наше государство пока не способно. В этом главная опасность и главный вызов на ближайшие годы".

Кроме внутренних проблем и препятствий Путину-премьеру предстоит бороться еще и с проблемами, "импортируемыми" с мирового рынка. Срок полномочий нового президента начинается в условиях мирового финансового кризиса, дефицита ликвидности, жесткой конкуренции за инвестиции и дорожающего продовольствия. Как при таких ограничениях сделать монополизированную и коррумпированную российскую экономику инновационной – на этот вопрос ответ придется искать новому премьеру.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей