Украина усомнилась в смысле НАТО

Параноидальные настроения украинского руководства плавно перерастают в истерику. Что и не удивительно: покровители из Вашингтона убедили Ющенко в том, что следующий в списке "жертв" - именно он




Параноидальные настроения украинского руководства в связи с событиями на Кавказе плавно перерастают в истерику. Что и не удивительно: как объясняют пугливому Ющенко его покровители из Вашингтона, следующим в списке "жертв России" неизбежно станет именно он. В результате со стороны украинского лидера следует одна глупость за другой.

Судя по всему, перспективу собственного превращения в "жертву" как долгосрочную Ющенко не рассматривает: на помощь куму в "оккупированную" Грузию он добирался окольными тропами с предельной осторожностью. "На территории Грузии остаются российские войска", - боязливо ежились его попутчики.

Для пущего конспирологического колорита группе поддержки Саакашвили оставалось въехать в Тбилиси в женских платьях на задрапированных ветками ишаках. Приунывшим грузинам Ющенко объяснил, зачем, рискуя жизнью, "пролетел много тысяч километров" по "неимоверно трудной дороге": "Мы знали, что сегодня мы должны быть здесь, чтобы продемонстрировать грузинскому непокорному народу самое святое чувство - это чувство солидарности".

"Шальная пуля оккупантов", к великому разочарованию украинского президента, его на сей раз миновала, однако ощущение, что дни его фактически сочтены, в мозгу Виктора Андреевича час от часу лишь крепчает.

Нелепыми решениями украинская власть не уставала радовать мир до вечера. В Раде был зарегистрирован проект постановления "Об осуждении интервенции Вооруженных сил РФ на территории Грузии" (действия ЧФ предлагается подвергнуть вдумчивому анализу в Гаагском суде). Под конец дня Ющенко разродился указом, приказав Черноморскому флоту впредь предупреждать его о "желании переместиться" за 72 часа, причем украинская сторона оставляет за собой право таковое "желание" отклонить.

Как сообщил первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак, если новый порядок будет нарушен, Украина сможет потребовать от ЧФ "срочно оставить территориальные воды или воздушное пространство нашего государства в соответствии с нормами конвенции ООН по морскому праву". Документы подписаны лишь в среду и не имеют обратной силы, "поэтому возможности заявлять о юридической ответственности Черноморского флота, к нашему огромному сожалению, у нас нет", пояснил чиновник.

Чем активнее Ющенко демонстрирует "святое чувство солидарности" с пустившимся вразнос Саакашвили, тем страшнее жить его согражданам. Война сломала привычные стереотипы. Представители радикальных пророссийских организаций Крыма в первые дни войны в Южной Осетии высказывали опасения, что Россия "в случае чего" недостаточно оперативно защитит их от вероятных проделок всенародно избранного президента Украины. Допустив вторжение грузин в Цхинвали, Москва продемонстрировала слабость, это может повториться в Крыму, и тогда придется защищаться самим, без оглядки на Россию, утверждали радикалы. Кстати, по мнению политологов, если Киев не прекратит провокационные заявления в отношении России и Черноморского флота, в недалеком будущем Крым вполне может стать "пороховой бочкой" по кавказскому образцу.

Представители противоположного лагеря мнений, напротив, спорят о том, как защититься от самой России. Вопрос о предоставлении Украине ПДЧ встанет ребром не раньше декабря, однако уже сегодня многие члены партии Ющенко задаются вопросом: а способна ли НАТО спасти от российской "агрессии" Украину, если не спасла "маленькую беззащитную" Грузию и ее "беззаветно преданного демократическим идеалам" лидера?

"В случае вооруженного столкновения между Россией и Украиной страны-члены Североатлантического альянса не смогут защитить украинцев", - сокрушается глава профильного комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны, экс-министр обороны Украины, "нашеукраинец" Анатолий Гриценко. Международные организации - в частности, ООН - "доказали в Южной Осетии и Абхазии свою недееспособность быстро принимать решения для разрешения конфликта". ГУАМ не дал оценку ситуации, с опозданием выступили в этой связи НАТО и ЕС. "Такая же ситуация будет в случае возникновения подобной угрозы для Украины. Если бы ситуация дошла до необходимости принятия решения об использовании силы и военной помощи, то у меня большие сомнения, что такое решение было бы принято по странам, которые не являются членами НАТО", - опасается парламентарий. И резюмирует: "поведение международных организаций - это вызов эффективности систем коллективной безопасности".

Его коллега по парламентской фракции Александр Третьяков, напротив, убежден: последние события в Южной Осетии и Абхазии должны положить конец дискуссии о евроатлантическом пути Украины, речь теперь может идти только о членстве в НАТО. По мнению Третьякова, "нет гарантий, что завтра горячие головы в Москве не инициируют подобные действия и на нашей территории, о чем предупреждает большинство авторитетных экспертов. Поэтому сегодняшняя задача всех проукраинских партий и движений - поддержать стремление президента Ющенко через сближение, а затем и вступление в НАТО, обеспечить безопасность и территориальную целостность Украины".

Ющенко в Тбилиси на этот вопрос ответил в присущей ему манере: "Ситуация показала: территория, у которой нет коллективной модели безопасности, не может устоять перед вызовом, находится в колоссальных рисках. Тогда политика ума, диалога, может легко измениться на политику силы".

С кем именно готовится воевать Ющенко и от кого ищет защиты в НАТО, давно ни для кого не секрет. На "шутку" Путина, пригрозившего в феврале этого года нацелить на Украину ракеты в случае размещения на ее территории элементов американской системы ПРО, аудитория "братской державы" ответила групповыми галлюцинациями в духе холодной войны. Ужас и страх захватили украинский политбомонд настолько, что анализировать причинно-следственные связи прозвучавшей "угрозы" было уже невмоготу. Чем скорее Киев получит ПДЧ, тем быстрее присмиреет покушающаяся на чужое российская "автократия", подливали масла в огонь американцы. Сплетни на тему "расчлененки" с апрельского саммита Альянса со ссылкой на того же Путина тоже были восприняты буквально и окончательно убедили Киев в необходимости быстрой и решительной "самообороны".

Впрочем, упаднические дискуссии о том, как оградить свою "незалежность" от длинных рук Москвы, активно велись и до этого. Только НАТО спасет страну от неминуемой внешней агрессии, твердили наиболее последовательные сторонники евроатлантической интеграции внутри самой Украины. США, что бы ни случилось, в этом благородном устремлении Украину не бросят, успокаивали заокеанские кураторы. Давая тем самым понять: требования преодолеть к декабрю внутриполитические разногласия и убедить собственное население в прелестях НАТО, озвученные после бухарестского провала Ющенко - Буша, лишь формальны. Даже если к зиме на Украине случится конституционный переворот, Белый дом все равно будет продавливать ПДЧ для Украины, причем невзирая на позиции остальных членов Альянса.

Однако в контексте вооруженного конфликта на Кавказе даже самым непонятливым и пугливым украинским лидерам должно стать окончательно ясно: искомых преференций и гарантий Украина от ПДЧ не получит. Пока страна не вступит в НАТО (а промежуток между предоставлением ей Плана действий по членству и непосредственно членством может затянуться на годы), члены Альянса вовсе не обязаны будут отстаивать интересы Киева с оружием в руках. Соответственно, если - гипотетически - украинское руководство спровоцирует-таки Россию на серьезный конфликт, рассчитывать на "дядю Сэма" Киеву можно будет лишь в очень ограниченных объемах.

Конечно, России могут угрожать холодной войной, но не факт, что Америка не проиграет от такого сценария гораздо больше. "Жесткие" альтернативы же, судя по тому, как изворачиваются в этом контексте сами американцы, полностью исключены. Наглядно иллюстрируя русскую народную мудрость "обещать - не значит жениться", пресс-секретарь Белого дома Дана Перино накануне отказалась комментировать вопрос о том, рассматривает ли администрация Буша возможность вовлечения ВС США в конфликт в Грузии в случае, если договоренности о прекращении огня будут по-прежнему нарушаться. "Я считаю, что это все слишком преждевременно, гипотетично и спекулятивно", - пояснила она. Джордж Буш во вчерашнем специальном заявлении по ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта также не пошел дальше выражения своей "озабоченности, солидарности и непоколебимой поддержки демократическому правительству Грузии". Так что воинственная риторика о страшном возмездии, которое постигнет Россию за провал Саакашвили в Южной Осетии и непосредственное силовое вмешательство в подобные процессы, - вещи, слабо связанные между собой.

Предоставление ПДЧ для двух бывших советских республик, которое руководство НАТО и сейчас обозначает как вполне реальное, на ближайшую перспективу обернется лишь средством устрашения России. Москве таким образом попытаются дать понять, что "длинные руки" ей, в случае чего, лучше не распускать. По словам Перино, администрация Буша исходит из того, что сегодняшнего кризиса вокруг Грузии могло не быть, если бы на апрельском саммите НАТО в Бухаресте Грузия присоединилась к ПДЧ.

Спекулятивность этих тезисов налицо: во-первых, Россия в любом случае не отказалась бы от своей миссии в зоне конфликта. Во-вторых, реальной защиты интересов Грузии со стороны НАТО не последовало бы даже в том случае, если бы усилия первой в Бухаресте увенчались успехом: бесноватый Саакашвили с ни к чему не обязывающим Альянс ПДЧ и Россия с ее ядерным потенциалом - несоизмеримые понятия. Перспективы на декабрь ровно те же - как у Саакашвили (если он к тому моменту не слетит с нынешней должности), так и у Ющенко (чьи шансы быть переизбранным на новый президентский срок, кстати, тоже невелики). В результате протекция, на которую так рассчитывают свободолюбивые кумовья, окажется мнимой, а вот конфронтация с Россией - более чем реальной. В каких формах, не считая чисто экономических, это будет происходить, пока предсказать сложно, но и первых может оказаться вполне достаточно.

Впрочем, руководитель программ по России и Евразии Королевского института международных дел Британии Джеймс Шерр не исключает наступления более тяжелых последствий даже в случае эскалации конфликта вокруг Черноморского флота: тогда между Украиной и Россией "может дойти до применения силы, и никто не должен предполагать, что этот конфликт имеет какую-то границу: это будет нечто большее, чем повышение цен на газ с нового года".

Перспективы же Украины со временем превратиться в полноценного члена Альянса - со всеми вытекающими отсюда последствиями и обязательствами со стороны последнего - накладывают на него слишком серьезную ответственность. Если бы сейчас Грузия обладала заветным статусом, ситуацию не удалось бы разрулить (хотя бы в предварительном объеме) ни за неделю, ни за месяц. А возможно, через месяц разруливать ее было бы уже просто некому. Нужна ли такая перспектива большинству стран-членов НАТО - несмотря на принятое во вторник решение Альянса не менять установок на принятие туда "со временем" Украины и Грузии - большой вопрос.

По мнению российских аналитиков, в ближайшие годы ни Украине, ни Грузии ПДЧ не светит. "Сегодня позиция России очень серьезна, и слова Медведева и Путина как международному сообществу, так и Украине необходимо воспринимать серьезно, это доказывают события в Южной Осетии", - считает политолог Сергей Толстов. Он убежден: в связи с усилением грузино-российского конфликта в ближайшие два года на Западе уже никто не будет вспоминать о расширении НАТО на Восток, а вопрос предоставления ПДЧ Грузии и Украине в декабре "снят с повестки дня".

Того же мнения придерживается директор Института Евроатлантичного сотрудничества Александр Сушко: конфликт в Южной Осетии, по его словам, может уменьшить шансы Грузии и Украины на присоединение к ПДЧ в декабре, поскольку конфронтация отношений этих стран с Россией усилит дискуссию и поляризацию мнений стран-членов НАТО о последующем расширении Альянса. "Те, кто выступал за предоставление Украине и Грузии ПДЧ, только усилят свои аргумент для того, чтобы сделать невозможными такие ситуации, как в настоящий момент в Осетии. Но в то же время усилится аргументация тех, кто против", - поясняет он.

Шерр, в свою очередь, предвидит те же два возможных сценария. "Одни на основании нынешней ситуации придут к заключению, что НАТО уже достиг границ в расширении и должен еще раз все обдумать. С другой стороны, будут те, кто будет считать Россию угрозой для безопасности ее соседей, "статуса-кво" в регионе и захотят разработать более эффективную и мощную стратегию". Результатом неясности долгосрочной реакции Запада, по его словам, сейчас будут "очень интересные дискуссии". Чего Саакашвили - а в перспективе и Ющенко - явно недостаточно, но это уже их личные проблемы.

Выбор читателей