Годовщину войны встречают во всеоружии

Год назад Россия отвечала на удар, нанесенный по миротворцам и мирному населению неадекватным и агрессивным режимом. Вряд ли у Москвы был выбор – дипломатические средства в таких ситуациях не работают. Другой вопрос в том, что сейчас положение ничем не лучше: от Саакашвили можно ожидать всего




Первую годовщину августовской войны ее участники встречают во всеоружии. В прямом и переносном смысле слова – речь не только о сугубо военных "профилактических" мерах, призванных остудить пыл "горячих грузинских парней".

Поток последних комментариев с российской стороны впервые за много месяцев заставил Грузию серьезно нервничать. Москва "усилила информационную войну против Тбилиси", прибегла к "массированному потоку дезинформации, в котором активную роль играют высокопоставленные чины внешнеполитического и оборонного ведомств РФ (Лавров, Ноговицын, Нестеренко, Карасин и др.), а также представители марионеточных режимов, которые покорно ретранслируют эту дезинформацию российской стороны", – кипятится грузинский МИД.

Надо полагать, ремарки грузинского внешнеполитического ведомства можно расценивать как комплимент: до этого активность РФ в информационном пространстве явно уступала активности оппонентов, не устававших беспрестанно "радовать" мировую общественность изрядно потрепанными "откровениями". Бредовые прогнозы и нелицеприятные характеристики в адрес российской власти весь год сыпались из уст Саакашвили и его челяди как из рога изобилия, и вот уже американцы всерьез обсуждают военную помощь Грузии (причем, по данным российских военных, не только обсуждают), а вице-президент США с видом знатока рассказывает детям-беженцам в Тбилиси о том, как плохо жить в России. То есть сами дети, получается, об этом и не догадываются – а вот Байден в курсе, у него надежные источники.

Россия слишком быстро сделала вывод о том, что ее правота в ходе прошлогодней войны стала очевидной всему остальному миру, и успокоилась: зачем убеждать кого-то в очевидных вещах? Оправдывается, как правило, виноватый. Если президент страны не "закусывает" перед телекамерами галстуком, не убегает от "глюков" и вообще ведет себя во всех смыслах адекватно, ему нет необходимости доказывать всем, что он "не верблюд". Но западный менталитет, как известно, штука сложная. Сколько бы галстуков ни съел в прошлом году Саакашвили, его репутации это, похоже, не навредило: при том, что Россия активно выставляет его "нерукопожатным" политиком с подмоченным реноме, "поток сознания" грузинского президента на Западе устраивает очень многих. И ему, что самое смешное, продолжают верить.

Риторика США по "грузинскому вопросу" – несмотря на смену администрации – за год практически не изменилась. Разве что Обама, приехав в Москву, сыграл в "хорошего полицейского" и пообещал Путину учитывать интересы России на постсоветском пространстве. Байден в Тбилиси "поправил" шефа, показав, как именно эти интересы будут учтены. Если вкратце – никак. США как поддерживали Саакашвили, так и продолжают это делать. Как выступали против признания независимости Абхазии и Южной Осетии – так и выступают. Как желали видеть "со временем" Грузию в НАТО – так и продолжают этого желать.

Возможно, риторика и практика в данном случае не совсем совпадут – не зря же заместитель помощника министра обороны США по России, Украине и Евразии Селеста Вэллендер в ходе слушания в Палате иностранных дел подкомитета по Европе заявила о том, что Грузия не готова к использованию затребованных Саакашвили видов оружия. "В будущем, возможно, вопрос будет рассмотрен еще раз, но сейчас Соединенные Штаты полагают, что Грузия не готова к такого рода приобретениям", – пояснила она, комментируя недавнюю просьбу грузинского президента.

С другой стороны, имеются высказывания Вершбоу и Гордона о том, что, несмотря на протесты России, Америка не исключает поставок Грузии защитных вооружений, тренировкой и модернизацией вооруженных сил Грузии американская помощь не ограничится, и вообще, "на поставки в Грузию не существует международного эмбарго".

"Грузино-американские отношения по-прежнему теплые, США (несмотря на то, что Буша сменил Обама) полностью поддерживают Саакашвили, как бы Кремлю ни хотелось обратного. Последний визит Джо Байдена в Грузию – яркая тому иллюстрация. Байден не только выразил полную и безоговорочную поддержку Грузии и Саакашвили, но и заявил, что "США никогда не признают Южную Осетию и Абхазию, а также будут рекомендовать всем остальным странам не признавать их". Это было максимально категоричное, максимально прогрузинское и просаакашвилевское заявление, какое только могло быть. Так что, несмотря на все прогнозы кремлевских политологов о том, что США вот-вот заменят Саакашвили на кого-то другого, американский вице-президент продемонстрировал обратное желание – сохранить его на посту президента", – заявил "Yтру" политолог Михаил Тульский.

В Европе Саакашвили не настолько в чести: здесь многие считают его не вполне адекватным. "Однако к России в Европе относятся едва ли не хуже. Такое одновременное отторжение Европой и России Путина, и Грузии Саакашвили, видимо, и привело к тому, что в ответ на нынешние обвинения Южной Осетии и Грузии во взаимных обстрелах европейские наблюдатели предпочли сказать, что не зафиксировали никаких обстрелов ни с чьей стороны", – пояснил Тульский.

Следующий вопрос – что выиграла Россия от прошлогоднего конфликта и что проиграла. Грузины, конечно, изрядно преувеличивают, говоря о том, что, в очередной раз проявив себя "восточной диктатурой", РФ "загналась" в международную изоляцию. Еще в Грузии любят считать убытки, понесенные Россией за "признание" другими странами Абхазии и Южной Осетии: дескать, в ход, помимо политического давления, шли и льготные кредиты, и прямая раздача средств. А результата-то и нету, радовался на днях в эфире грузинского ТВ спикер Бакрадзе.

На самом деле дивиденды России от всей этой ситуации можно рассматривать в нескольких плоскостях. "Каждый россиянин может воочию воспользоваться результатами победы, зайдя в ближайший супермаркет и купив отличные абхазские вина. На этом очевидность победы заканчивается", – заявил "Yтру" военный эксперт и политолог Артем Драбкин.

С имиджевой точки зрения, в результате войны "России удалось сохранить лицо перед ее и так малочисленными союзниками", считает Драбкин: "Россия показала, что у нее есть то, что в английском называется "balls". Временный характер истерики западных СМИ кричавших о проснувшемся в своей берлоге и грозно зарычавшем медведе, а также малозначащие резолюции ничего не решающих международных советов и организаций в долгосрочной перспективе не скажутся на отношениях между Россией и Западом".

Кроме того, еще раз указав Западу на нестабильность региона и тлеющие в нем конфликты, "Россия фактически вышибла Грузию из проекта строительства газопровода Nabucco". "Да, Саакашвили был приглашен на подписание многостороннего соглашения о строительстве газопровода, однако еще в мае член консорциума, австрийская компания ОМВ, заявила о планах по добыче Иракском Курдистане 31 млрд кубометров газа в год, которых должно хватить для заполнения трубы. Потеряв транзит газа, Грузия потеряет и геополитический интерес для Европы и Америки. Постепенное затухание этого интереса наблюдается уже сейчас – решения о предоставлении Тбилиси противотанковых и противовоздушных систем если и не игнорируются Вашингтоном, то откладываются до лучших времен".

Цена этого успеха России высока, полагает Драбкин. "Только в этом году объем планируемой финансовой помощи из федерального бюджета РФ составит для бюджета Абхазии 2,36 млрд руб., для бюджета РЮО – 2,8 млрд рублей. Фактически Россия приобрела два региона-реципиента, и если экономические перспективы Абхазии, известной с советских времен всесоюзной здравницы, выглядят неплохо, то интеграция Южной Осетии в российскую экономику выглядит чрезвычайно затратным мероприятием с неопределенной перспективой", – резюмировал эксперт.

Впрочем, не следует забывать о том, что в первую очередь год назад Россия отвечала на удар, нанесенный по миротворцам и мирному населению неадекватным и агрессивным режимом. Вряд ли у Москвы был выбор – дипломатические средства в таких ситуациях не работают, да и объекта для такого рода дискуссий в Тбилиси на тот момент не наблюдалось. Другой вопрос в том, что сейчас ситуация ничем не лучше. От Саакашвили можно ожидать всего – включая блестящие навыки изображения себя "потерпевшим". И в этом смысле ставить точку в данной истории преждевременно.

Выбор читателей