Годовщина иракской войны: грустные итоги

Оккупационный режим, сменивший диктатуру Саддама Хусейна, принес иракцам едва ли меньше бед и слез, чем прежняя власть. Сегодня многие из них вспоминают о пленном президенте с нескрываемым восторгом


ФОТО АР



Ровно год назад началась война в Ираке. В ночь с 19 на 20 марта 2003 г. на Багдад обрушились первые ракеты, знаменуя начало операции, которую главные ее инициаторы назвали "Свобода Ираку". Но стал ли Ирак свободнее за эти 12 месяцев?

Войну, точнее ее "активную фазу", американская армия выиграла, и довольно быстро, но долгожданный для иракцев мир так и не наступил. Оккупационный режим (на практике – полное безвластие), сменивший диктатуру Саддама Хусейна, принес им едва ли меньше бед и слез, чем прежняя власть. Стрельба звучит в городах до сих пор, а крупные теракты происходят в Ираке чуть ли не ежедневно, калеча и унося жизни десятков мирных жителей. Поэтому сегодня многие в Ираке вспоминают о временах Саддама Хусейна с плохо скрываемой ностальгией. Тогда можно было спокойно, не опасаясь за свою жизнь, ходить по улицам, не было проблем с электричеством, коммунальными услугами и продуктами, говорят они. А сейчас, несмотря на постоянное присутствие огромного американского контингента, люди живут в страхе, ежеминутно борясь за выживание: с началом оккупации несказанно высоко поднялись цены на все без исключения товары, безработица охватила едва ли не большую часть общества, моментально образовалась пропасть между богатым и бедными.

Даже те из жителей Ирака, кто год назад приветствовал свержение диктатора Хусейна силами западной коалиции, сегодня выступают против оккупации. "Ситуация в стране стала опасней, чем она была прежде, – признает майор полиции, шиит Хамид Халаф. - Общество захлестнула преступность, в том числе такие ее виды, о которых раньше мы и не слышали: наркомания, наемные убийства, похищения людей". Если раньше наркоторговцы пытались использовать иракскую территорию исключительно для переброски своего товара из Афганистана и Ирана в Саудовскую Аравию и Кувейт, то сейчас много дешевого зелья остается в стране. Вкупе с безработицей и развалом правоохранительной системы это дает ужасающий результат.

Социальное напряжение усугубляется объявленной Полом Бремером программой по "дебаасизации" страны, что фактически означает неприкрытую войну с бывшими членами правящей партии. Касается это не только некогда крупных чиновников, но и рядовых функционеров.

За минувший год в Ираке резко обострились межэтнические и межконфессиональные отношения. Сунниты, находившиеся у власти в Ираке все последние десятилетия, с тревогой следят за тем, как их теснят шииты и курды. А последних подозревают в сепаратистских настроениях и желании расширить территорию Курдистана за счет районов традиционного проживания арабов.

И самое прискорбное, что отмечают сегодня наблюдатели, - у Ирака нет ясного будущего, и никто не может сказать, по какому сценарию будут развиваться события в стране и в регионе.

Во многих странах, даже в тех, которые подержали вторжение в Ирак, сегодня проходят антивоенные митинги. В Великобритании (в Лондоне, Белфасте, Глазго и многих других городах) пройдут общенациональные демонстрации, в частности, в столице Королевства на улицы, как ожидается, выйдут 100 тыс. человек; в Соединенных Штатах подобные манифестации проходят в Сан-Франциско и Нью-Йорке; в Австралии самая массовая демонстрация пройдет в Сиднее.

Выбор читателей