Чечня приглашает желающих в президенты

В республике официально стартовала избирательная кампания. Тем самым, по мнению аналитиков, дана отмашка началу борьбы между "кадыровцами", "московскими чеченцами" и силовиками




В конце прошлой недели чеченский избирком определил дату досрочных президентских выборов в республике. Они пройдут 29 августа. Был вариант устроить голосование 5 сентября, однако тогда пришлось бы сорвать местным школьникам торжественное начало нового учебного года. Ведь большинство избирательных участков в Чечне базируются в зданиях школ.

Об официальном старте предвыборной гонки объявили с небольшой задержкой – только сегодня, поскольку в республике газеты выходят нерегулярно (о дате выборов по закону положено сообщить в СМИ). Так что начиная с 25 мая и по 14 июля каждый желающий может подать заявление о своем намерении поучаствовать в борьбе за главный чеченский пост.

Кандидаты обязаны письменно известить комиссию о том, хотят ли они собирать подписи в свою поддержку или же намерены вносить денежный залог, сумма которого составляет 4,5 млн рублей. Деньги претендентов, не набравших 5% голосов избирателей, будут затем зачислены в местный бюджет. С учетом военнослужащих, дислоцированных на территории республики, на выборы должны прийти около 583 тыс. человек (именно столько жителей имеет право голоса по данным на 1 января 2004 года). Из этого следует, что для того, чтобы получить регистрацию, каждому претендующему на высший пост придется собрать около 6 тыс. подписей.

Как сообщил председатель чеченского избиркома Бувай-Сари Арсаханов, будут открыты 20 территориальных избирательных комиссий и более 420 участков. В голосовании не разрешат участвовать военным и сотрудникам правоохранительных органов, временно работающим в Чечне. Досрочные выборы будут признаны состоявшимися, если к урнам придут более 50% избирателей.

Теперь самое главное. О возможных кандидатах в преемники погибшего 9 мая на стадионе в Грозном президента Чечени Ахмада Кадырова. Аналитики утверждают, что основная борьба развернется между тремя сторонами, которые условно можно разделить на "кадыровцев", "московских чеченцев" и силовиков.

Силовики могут выдвинуть советника президента России Асламбека Аслаханова (он был депутатом от республики в прошлой Думе, его кандидатуру усиленно пропихивают российские силовые структуры), а также ныне выведенного за штат генерала ФСБ, заместителя полпреда по Южному федеральному округу Саида-Селима Пешхоева. Есть еще довольно сильная фигура бывшего мэра Грозного Олега Жидкова, (ныне - зама "южного" полпреда Владимира Яковлева), но он уже заявил, что не будет участвовать в этих выборах.

Что касается московских чеченцев, то среди них в первую очередь называют бизнесменов Малика Сайдулаева (на прошлых выборах он был снят с дистанции судом) и Хусейна Джабраилова.

Но, безусловно, кандидат номер один на предстоящих выборах – это человек от клана Кадырова. В данный момент "семья" лихорадочно ищет преемника. Проблема в том, что у "кадыровцев" нет под руками фигуры, сопоставимой с покойным Ахмад-хаджи. Как пишет "Московский комсомолец", вероятно, мысль посадить Рамзана в кресло отца была первой, что пришла в голову кремлевским политтехнологам, однако неудачной. Рамзан не обладает должным опытом и авторитетом, непопулярен среди чеченцев, не пользуется доверием силовиков и потом - он просто молод. Впрочем, "младший сын" и сам уже публично отказался от борьбы за президентский пост.

Его окружение сначала предложило кандидатуру нынешнего председателя Госсовета Чечни Тауса Джабраилова, но потом возникла другая кандидатура - министр МВД Алу Алханов, за спиной которого 11 тыс. милицейских "штыков". Именно на него, как говорят источники в Кремле, предлагал сделать ставку путинской администрации Рамзан Кадыров во время своего визита в Москву. Однако ответа еще не получил. Правда, другой видный "кадыровец" - депутат Госдумы Руслан Ямадаев - эти сведения "МК" опроверг, заявив, что "Рамзан и Абрамов приезжали в Думу, но о конкретных претендентах речь не шла". Более того, он сказал, что сейчас, по чеченским законам, обсуждать такие вещи просто неэтично. В течение 40 дней после смерти человека родственники должны быть в трауре и даже не брить бороды.

Кстати, самого Ямадаева люди сведующие также прочат в возможные выдвиженцы от "семьи". Его брат Сулим возглавляет батальон "Восток", который занимается борьбой с "непримиримыми" в горных районах Чечни. Кроме того, Руслан Ямадаев возглавляет чеченское отделение "Единой России".

В общем, сейчас в команде Кадырова идут усиленные консультации с целью определить фигуру общего лидера на выборах. Правда, победить так же уверенно (Кадыров-старший набрал почти 81% голосов), даже используя административный ресурс, "наследник" все равно не сможет. А если не удастся снять с дистанции реальных соперников, исход борьбы вообще представляется непредсказуемым.

По мнению многих чеченцев, даже если Кремлю удастся протащить во власть своего, это не предвещает ничего хорошего. Один известный пророссийский чеченец, историк Джабраил Гакаев, заявил "МК": "Я считаю, что эти игры надо кончать. Это просто нельзя делать". По его мнению, будущий чеченский президент должен устраивать все три центральные силы (в хорошем смысле слова - и вашим, и нашим): и население, и Москву (это должен быть патриот России), и людей, представляющих нынешнюю чеченскую власть.

Первым политиком, заявившим о намерении бороться за пост президента Чечни, стал экс-мэр Грозного и бывший министр печати и информации республики Бислан Гантамиров. "Я твердо решил выставить свою кандидатуру", - заявил он. Его участие в президентской гонке может перетасовать всю предвыборную колоду. Он не "кадыровец" и не "московский чеченец", он сам воевал против боевиков с 1993 года. У него есть поддержка силовиков, он абсолютно лоялен России, если что - может противопоставить свои силовые структуры.

Есть вероятность, что Гантамиров найдет поддержку у московских чеченцев (на прошлых выборах он открыто поддержал московского бизнесмена Хусейна Джабраилова, за что поплатился министерским креслом. Сам Джабраилов тогда снял свою кандидатуру, никак не мотивировав этот шаг). Возможно, бывший глава Минпечати сумеет договориться и с кланом Кадыровых о каких-то гарантиях для них. Еще один вариант - на этот раз в Чечне запустят схему, сработавшую в Ингушетии, где спецслужбы сумели провести на пост президента мало кому известного непубличного человека из своей среды.

И буквально сегодня стало известно о том, что определился второй претендент на пост президента Чечни. Им стала женщина. Как сообщили в республиканском избиркоме, заявление принесла Марият Горчханова, жительница Урус-Мартана. Она работает начальником одного из отделов районной администрации и курирует вопросы промышленности, транспорта и связи.

Выбор читателей