На Кавказе ожидается мясорубка

Для главарей непримиримых события в Ингушетии стали победой, причем довольно легкой, что автоматически подтолкнуло их на новые действия. Обещания перенести боевые действия за пределы Чечни – уже не пустые угрозы




Ингушетия – Чечня – Дагестан

Масхадов жаждет идти в атаку. Летом этого года голос президента давно не существующей Ичкерии все настойчивей звучит из подполья. Помогло ему в этом нападение на Ингушетию, устроенное Басаевым. Боевики, на несколько часов взяв под контроль значительную территорию, получили тогда видимость власти. "Близкий к народу" Басаев даже гулял по Назрани, обнимаясь с местными и арабскими боевиками, посещал мечеть и оружейный склад МВД. Любовно гладил перед камерой гранатометы и благодарил за трофеи руководство республики. Масхадов же был в курсе всего...

Для главарей сепаратистских отрядов события в Ингушетии стали победой, причем, довольно легкой, что автоматически подтолкнуло их на новые действия. Сегодня ингушский сценарий выглядит как репетиция дальнейших атак. По "ичкерийской" традиции, сначала в ход идут "многообещающие" заявления. И уже не важно Масхадову, что скажут на Западе о его связях с террористом Басаевым. От прежней осторожности ичкерийского президента не осталось и следа. Он не боится появляться перед камерами вместе с Басаевым, швыряет угрозы направо и налево и вообще всячески демонстрирует собственную осведомленность и видимость личной "военной власти". Вчера на сайте экстремистов Масхадов подтвердил, что имеет непосредственное отношение к давней басаевской мечте – идее "большой кавказской войны". Говоря о нападении на Ингушетию, экс-президент Ичкерии бахвалился: "Я одобрил эту операцию. Мы в силах провести такие операции и в Ичкерии, и в Ингушетии, и в России. И мы докажем это. Мы уверены в нашей скорой победе".

Словом, о бывших разногласиях с Басаевым, называвшим Масхадова "опереточным президентом", можно, по-видимому, забыть. На самом деле Басаеву не важно, какой и где президент, потому что кроме антуража в блиндажах и черных знамен с арабской вязью, Ичкерии, собственно, не существует. Поэтому он, Басаев, действует, как пожелает нужным, заранее зная, что получит из масхадовского блиндажа одобрение теракта или вылазки. У Масхадова же нет выбора – ему остается только давать "добро", задним числом санкционируя новый поход, аналогичный, например, вторжению в Дагестан.

В Кизляре хотели повторить Буденновск

События на Северном Кавказе последних дней заставляют опасаться, что обещания боевиков перенести боевые действия за пределы Чечни нельзя воспринимать как дежурные угрозы. В минувшую пятницу 30 июля спецназ ФСБ и дагестанские милиционеры целый день выбивали ваххабитов из жилого дома в Кизляре. Бандиты, прибывшие из Чечни, имели солидный арсенал оружия и отбивались до последнего, но были уничтожены. В милиции выяснили, что принадлежали они к так называемому "ногайскому батальону", когда-то созданному Хаттабом. Чуть позже стало известно, что в Кизляре "Альфе" удалось уничтожить Елубея (Улуби) Егушиева – командира "ногайского батальона" по кличке "Седик", его заместителя – 29-летнего Расула Тамбулатова ("Хищник", он же "Волчок") и еще одного боевика. Была арестована связная "ногайского батальона" Муранбеке Ямангишиева; удалось также задержать женщину-смертницу, которая не успела привести в действие взрывчатку, закрепленную на теле. Общее число арестованных не разглашается, однако в МВД Дагестана пояснили, что речь идет о целой банде, которая проникла в город из Чечни и Ставропольского края. Начальник Кизлярского отдела милиции подполковник Владимир Ганшке заявил, что боевики планировали провести в городе операцию, подобную ингушской. По одной из версий, у ваххабитов был приказ Басаева "отметить" нападение на Дагестан пятилетней давности.

В самой Чечне боевики "ногайского батальона" имеют репутацию "отмороженных". "Они проводят теракты и нападения в Шелковском, Гудермесском и других районах республики, а потом отсиживаются на Ставрополье. Именно "ногайский батальон" направил смертника на автомобиле к зданию РУБОП в Грозном летом прошлого года", – рассказал "Yтру" источник в МВД Чечни.

Уничтоженные в Дагестане главари ногайских ваххабитов составляют лишь часть крупной банды, действующей в республике. Операции по нейтрализации террористов Басаева, связанных с "Аль-Каэдой", проводились в июне в столице республики и на ее окраинах, а через месяц боевики попытались отомстить дагестанскому ОМОНу, устроив два взрыва в Махачкале.

Чеченский ОМОН против оборотней Басаева

Многое свидетельствует о том, что в Грозном накануне выборов президента республики экстремистами готовятся громкие акции. Как сообщили "Yтру" источники в МВД Чечни, в город проникло несколько групп хорошо вооруженных басаевцев, имеющих при себе поддельные документы. По словам оперативников, подделки высокого качества – удостоверения сотрудников МВД, ФСБ, военнослужащих Минобороны – может выявить только экспертиза.

С одной из групп террористов два дня назад вступили в бой сотрудники чеченского ОМОНа. "Все происходило в Старопромысловском районе, на 36-м участке, – рассказал "Yтру" начальник штаба ОМОН Бувади Дахиев. – Наши бойцы остановили для проверки "Ниву". Водитель и пассажир вышли и предъявили удостоверения лейтенанта и сержанта милиции. Удостоверения – как настоящие, было и разрешение на ношение и хранение оружия...". Но "милиционеры" занервничали и сообщили омоновцам, что оружия не имеют, хотя в багажнике лежали автоматы. Досмотр автомобиля продолжился, и тогда, выхватив оружие, бандиты стали стрелять в упор. Два сотрудника ОМОНа – заместитель командира взвода и рядовой милиции – погибли на месте. Но боевики были уничтожены. "В интересах следствия я не буду называть фамилии бандитов. Известно, что это не рядовые ваххабиты из "джамаата"; они подчинялись Басаеву. Один из боевиков недавно прибыл из Баку", – сообщил Бувади Дахиев.

Через день омоновцы взяли еще одного липового милиционера в Октябрьском районе Грозного. Во время боестолкновения был ранен и задержан боевик из банды Юнади Турчаева. Арестованный 22-летний Ризавди Абубакаров жил в Грозном, имея "документы прикрытия" в виде удостоверения сотрудника Грозненского (сельского) райотдела милиции.

Наряду с возросшей активностью боевиков в Грозном милиционеры отмечают, что в городе и пригородах участились случаи похищений молодых девушек – только за последний месяц в Чечне пропали без вести 12 девочек в возрасте от 15 до 18 лет. Несколько дней назад в парке у ДК им. Крупской в Грозном был обнаружен труп пропавшей полмесяца назад Мадины Мажаевой из села Закан-Юрт. В МВД Чечни располагают данными, что в Грозном действует преступная группировка, которая специализируется на подобных похищениях. По словам оперативников, не исключено, что девушек могут готовить в качестве террористок-смертниц.

И последнее. На днях стало известно о ликвидации в Аргуне полевого командира с позывным "Герат". Материал о том, как ваххабиты зверствовали по его приказу в чеченских селах, читайте в ближайшем номере "Yтра".

Выбор читателей