Экономика увязла в трясине госбюрократии. Итоги года

Уходящий год стал для отечественной экономики годом упущенных возможностей. Отстранившись от мировых экономических процессов, Россия погрузилась в болото государственно-бюрократического капитализма




Подходящий к своему завершению 2004 г. с полной уверенностью можно считать переломным для отечественной экономики. В то время как развитые страны продолжали обживаться в постиндустриальной действительности, а развивающиеся (во главе с Китаем) уверенно строили "развитой индустриализм", Россия упрямо продолжала идти своим путем. Сегодня, под занавес года, можно с уверенностью сказать, куда привел ее этот путь: удаляясь все дальше в сторону от мировых экономических процессов, Россия окончательно вступила в эпоху государственно-бюрократического капитализма.

"Совершен переход от инерционной модели развития экономики к интервенциональной модели с резким вмешательством государства, крайне некомпетентных чиновников, которые к экономическим должностям никакого отношения не имеют", - так охарактеризовал главный экономический итог 2004 г. советник президента РФ по экономике Андрей Илларионов. Сколь долгим окажется этот очередной "этап развития", предсказать достаточно сложно. По мнению ряда экспертов, если в обозримой перспективе в нашей стране не произойдет ничего "экстраординарного", его продолжительность может не ограничиться вторым президентским сроком нынешнего главы государства.

Судя по последним событиям вокруг "ЮКОСа", "ВымпелКома" и ряда центральных телевизионных каналов, государственная бюрократия заявила о себе как об основном игроке не только в политической, но и в экономической и гуманитарной сферах. При помощи Генпрокуратуры, Налоговой службы и ряда других властных структур в уходящем году были заложены и отработаны основные принципы силового и репрессионного воздействия на хозяйствующие субъекты.

События последних месяцев отчетливо демонстрируют, что выстроенная Кремлем государственно-бюрократическая машина почувствовала полную силу и безнаказанность. Действия власти становятся все более неэкономическими, а понятия деловой репутации, инвестиционной привлекательности страны все больше становятся для нее некой бессмысленной и никчемной абстракцией. С сожалением можно отметить, что к концу года в стране практически не осталось сил, способных и желающих оспаривать мнение уверовавшего в свою безнаказанность чиновничьего клана.

Своеобразным исключением из этого правила стало вчерашнее выступление все того же Андрея Илларионова, давшего неожиданно жесткую оценку продаже "Юганскнефтегаза", а также операциям по объединению Газпрома и "Роснефти". Президентский советник открыто назвал их аферой года. "До этого (до аукциона по "Юганскнефтегазу" – прим. ред.) мы наблюдали такие действия у наперсточников, но теперь мы видим, что этим занимаются компании со 100-процентным государственным капиталом", - пояснил Илларионов. Напомним, что еще несколько дней назад Путин заявлял о том, что данная сделка была осуществлена "абсолютно рыночным способом". Сложно сказать, во что выльется такое несовпадение оценок, но в любом случае исключения лишь подтверждают правило.

В экономической сфере обозначившийся в 2004 г. перелом характеризуется резкой сменой оценок российской действительности представителями делового мира, обеспокоенных ростом рисков, связанных с нашей страной. За последний год Россия не стала более предсказуемой. В течение 2004 г. хорошо прослеживалось изменение поведения государства по самому важнейшему экономическому вопросу – вопросу собственности. С одной стороны, власть продолжала декларировать защиту прав частной собственности, как основы капиталистического способа производства, но с другой - оно не раз демонстрировало малозаконные действия по ее отъему и перераспределению, не гнушаясь разорением наиболее успешных и открытых бизнесов. Подобные "схемы" мало чем отличаются от "схем", используемых в процессе перманентного бандитского передела, активность которого, заметим, в последние годы несколько снизилась, чего не скажешь о переделе чиновничьем.

Обозначенные изменения не прошли бесследно для экономики, приведя к снижению деловой активности. Темпы экономического роста снижаются, несмотря на невиданно благоприятную конъюнктуру. О невозможности решения этой задачи сегодня открыто говорят на всех уровнях и это можно считать одним из основных "достижений" политики, проводимой государством в 2004 году.

По итогам трех кварталов уходящего года рост ВВП составил 7%. В целом же по итогам года ВВП, вероятно, увеличится на 6,7-6,9%. Рост происходит в основном благодаря сверхвысоким ценам на нефть. Темпы же роста производительности труда растут достаточно медленно: в первом полугодии 2004 г. они составили 5,4% (данные ЦБ РФ), тогда как в аналогичном периоде 2003 г. этот показатель достигал 8,0%.

Не все благополучно и с промышленным производством. Замедление промышленного роста наметилось еще летом, а к четвертому кварталу рост почти сошел на нет. По итогам года промышленный рост составит не более 6%. На следующий год аналитики прогнозируют продолжение замедления роста производства вплоть до 4,5-5,0%. Что касается отдельных отраслей промышленности, то наилучших результатов в 2004 г. по итогам 11 месяцев) удалось достичь машиностроению (12%). В химической и нефтехимической отрасли рост составил 7,5%; топливно-сырьевой - 7,3%; производстве стройматериалов – 5,6%; черной металлургии – 5,2%; пищевой промышленности – 4,0%; цветной металлургии – 3,8%.

Показательны тенденции, сложившиеся в 2004 г. в нефтяной отрасли. Так, если в середине 2003 г. темпы роста нефтедобычи составляли 11-12%, то к концу 2004 г. этот показатель упал до 7%.

Отдельно стоит сказать об автомобилестроении, динамика которого была заметно слабее по сравнению с остальным машиностроением. В значительной степени это связано со снижением интереса потребителей к продукции отечественного автопрома. Наиболее предпочтительные позиции в данном секторе имеет "АвтоВАЗ". По итогам трех кварталов чистая рентабельность "АвтоВАЗа" превышала 5%, тогда как у основного его конкурента – "ГАЗа" - этот показатель составлял лишь 0,2%.

Устойчивой тенденций в течение всего 2004 г. стало снижение прироста инвестиций. Изначально это было связано с ростом процентных ставок на мировом и внутреннем денежных рынках. Правда, за последующим улучшением ситуации в этой сфере оживления инвестиций не последовало. Особую роль в этом, по мнению аналитиков, сыграло сворачивание инвестиционных программ "ЮКОСом" – крупнейшей и наиболее продвинутой в инвестиционном плане компанией. По итогам года рост инвестиций в России составит не более 10,0-10,5%, а в следующем, по расчетам ряда аналитиков, этот показатель вряд ли превысит 7%.

Зато инфляция, увы, оказалась на высоте. По результатам 2004 г. рост потребительских цен достиг 11,5-11,7% при том, что установленный целевой ориентир составляет всего лишь 10,0%. Во многом столь высокая инфляция объясняется резким ростом внутренних цен на нефтепродукты и некоторые виды продовольственных товаров. На следующий год ЦБ выставляет ориентир по инфляции в 7,5-8,5%. Вместе с тем, уложиться в эти цифры будет крайне проблематично. Дело в том, что резкий рост цен на топливо, черный металл и продовольствие, наблюдавшийся во второй половине 2004 года, является фактором отсроченного действия и вполне возможно, что пик его воздействия на потребительские цены еще не пройден.

Увы, 2004 г. не продемонстрировал никаких положительных подвижек в деле реализации пенсионной реформы. Уходящий год, скорее, стал временем торможения процесса реформы, что позволило многим экспертам заговорить о ее провале. По мнению заведующего сектором Бюро экономического анализа, кандидата экономических наук Ростислава Кокорева, в ходе пенсионной реформы в 2004 г. обозначились три основных проблемы. Первая состоит в отсутствии какого-либо информационного сопровождения: пресса и телевидение окончательно потеряли интерес к пенсионной тематике, что так и не позволило доходчиво разъяснить населению суть процесса. Второй проблемой стало исключение из накопительной пенсионной системы граждан средних возрастов (1953/57 - 1966 г.р.), что привело к нарушению базовых принципов реформы. Это повлекло за собой утрату интереса к ней со стороны наиболее активной и высокооплачиваемой части населения. Третья проблема состоит в неспособности федеральных властей вовремя принять документы, обеспечивающие правовую базу реформы. Прежде всего это полная неразбериха с переносом срока окончания "пенсионного выбора" с 1 октября на 31 декабря, окончательно сбившая с толку представителей частных пенсионных фондов, а так же несметное число прочих правовых и бюрократических заморочек.

И, наконец, событие, здорово подпортившее летний отдых многим состоятельным и не очень россиянам – банковский кризис. Возникнув, казалось бы, на пустом месте, он наиболее негативным образом отразился на коммерческих банках. Некоторые кредитные организации не пережили нездорового ажиотажа серди вкладчиков, испугавшихся повторения августа 98-го. В результате значительная часть вкладов перекочевала из коммерческих банков в государственные, благодаря чему капитализация "Сбербанка" с начала года выросла более чем на 75%.

В данном обзоре мы рассмотрели отнюдь не все сферы экономической деятельности, остановившись лишь на наиболее значимых аспектах экономики, в наибольшей степени связанных с жизнью и социально-экономической деятельностью населения. Однако, даже в этом случае, оценки результатов года далеки от идеала. Несмотря на беспрецедентно благоприятные внешние и внутренние условия, в течение года российское руководство проявляло чудеса экономической некомпетентности и безответственности, бесцельно растрачивая предоставленный судьбой шанс.

Выбор читателей