Пример Аякцова – другим наука

Судьба Саратовского губернатора, который потерял должность из-за проблем по партийной линии, показывает, что партия власти может сыграть с "отцами-основателями" злую шутку


Фото: da.renet.ru



Саратовский губернатор Дмитрий Аяцков стал первым главой региона, который не переназначен президентом на занимаемую им должность. Напомним, в конце минувшей недели Владимир Путин внес на рассмотрение Саратовской областной Думы кандидатуру директора Балаковской АЭС Павла Ипатова для наделения его полномочиями губернатора. И тем самым впервые отступил от проявившейся в последний месяц тенденции – "автоматом" подтверждать полномочия уже действующего главы. Фамилия Аяцкова не значилась даже в списке кандидатов, составленном полпредом в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко. Это не стало сюрпризом: шансы действующего губернатора сохранить свое кресло с самого начала оценивались как минимальные. Однако список уже назначенных губернаторов, среди которых оказались далеко не только "любимчики Кремля", заставляет задуматься. В самом деле, почему даже курский губернатор-коммунист Александр Михайлов получил грамоту на княжение, а всегда лояльный по отношению к действующей власти Аяцков, который даже числится в Высшем политсовете "Единой России", – нет?

Основная причина нынешних проблем Аяцкова хорошо известна – это его давний конфликт с одним из главных единороссов, вице-спикером Госдумы Вячеславом Володиным, который долгое время рассматривался как ближайший конкурент действующего губернатора в борьбе за пост главы региона. Впрочем, в последние месяцы источники в окружении Володина не раз заявляли о том, что тот совсем не в восторге от перспективы поменять кресло вице-спикера нижней палаты на губернаторское, хотя в Кремле его кандидатура и рассматривается как одна из наиболее перспективных для назначения на этот пост. И действительно, в списке кандидатур, предложенных полпредом Сергеем Кириенко, фамилии Володина также не оказалось.

Вывод напрашивается сам собой: статус одного из главных функционеров в партии власти оказался гораздо более значимым, нежели губернаторский. "Единую Россию" сегодня принято считать аморфным образованием, позволяющим сохранять демократическую декорацию, необходимую для проведения в жизнь решений исполнительной власти. Однако опыт первого не переназначенного губернатора показывает, что ситуация может измениться.

Примечательно, что Дмитрий Аяцков и Вячеслав Володин начинали в одной команде. Осенью 1993 г. Володин возглавил предвыборный штаб Аяцкова на выборах в Совет Федерации, а тот, в свою очередь, поддерживал его на выборах в Саратовскую облдуму в 1994 году. Заняв в 1996 г. губернаторское кресло, Аяцков назначил Володина своим единственным заместителем, однако вскоре после этого их отношения начали портиться. Настолько, что попытка Володина второй раз пройти в региональную думу Аяцковым пресекается. В 1999 г. Володин оставляет пост вице-губернатора и переезжает в Москву, чтобы включится в работу по созданию движения "Отечество". Губернатор Аяцков весной 2000 г. присутствует на учредительном съезде "Единства" и становится членом его Высшего совета. Создание регионального отделения "Единства" происходит под патронажем губернатора: областным чиновникам рекомендовано вступать в "Единство" практически в приказном порядке.

Вялотекущий конфликт интересов, заложенный при слиянии саратовских "Единства" и "Отечества", обострился весной прошлого года, когда Аяцков окончательно проиграл борьбу за контроль над местным отделением партии и сторонников губернатора вывели из состава политсовета. Это было воспринято как подготовка к выдвижению Вячеслава Володина кандидатом на губернаторский пост от "ЕР". Сам Аяцков, комментируя прошлой весной перспективу поддержки местной "Единой Россией" его кандидатуры на губернаторских выборах, заметил: мол, еще вопрос, будет ли существовать к 2005 году "Единая Россия". И даже напомнил, что использовал личный и административный ресурс для укрепления партии.

Теперь ответ на этот вопрос получен: "Единая Россия" есть, а вот губернаторских выборов в ближайшем обозримом будущем не предвидится. Перераспределение административного ресурса в пользу федерального центра очевидно. Менее очевидна схема его перераспределения в центре, между ветвями исполнительной и законодательной власти.

Как уже отмечалось, пока правила игры диктует исполнительная власть, т.е. президент и его окружение. Это означает, что по мере истечения второго президентского срока окружение Владимира Путина постарается принять меры для сохранения нынешнего статус-кво. То есть либо проводить операцию "преемник", либо искать способ сохранить за действующим президентом его полномочий. Сегодня эксперты активно обсуждают два возможных варианта – "белорусский сценарий" (легитимизация третьего срока) или переход к парламентско-президентской республике, где Путин будет главой правительства, опирающегося на парламентское большинство единороссов в Госдуме. В последнем случае парламентское большинство может сыграть с "отцами-основателями" злую шутку – подобную той, что сейчас приходится переживать Аяцкову. Как показывает практика, партийная элита очень быстро превращается в самостоятельную силу, стремящуюся реализовать полученную власть, и исключительно в "узком кругу". Пока эти преимущества работают по вертикали "центр – регионы", однако при дополнительных нагрузках центр тяжести этой вертикали может сместиться. Как метко заметил в свое время экс-премьер Виктор Черномырдин, у нас какую партию ни строй – все равно КПСС получится.

Выбор читателей