Юрий Лужков устроил демарш

Новая инициатива Юрия Лужкова заставляет всерьез задуматься о дальнейшей карьере столичного градоначальника. Вскоре после письма Путину он снова взялся за перо – для того, чтобы уличить в подлоге товарищей по партии




Вчера стало известно, что столичный градоначальник (напомним, он является одним из сопредседателей Высшего совета "Единой России") направил на имя лидера партии Бориса Грызлова письмо, в котором требует немедленно исключить из устава "Единой России" пункт об обязательном согласовании списков партийных кандидатов на региональных и местных выборах с президиумом Генсовета партии. На съезде, утверждавшем поправки в устав, настаивает Лужков, была достигнута договоренность об изъятии этого пункта. И то, что он все-таки сохранился в тексте, который был направлен на утверждение в Минюст, столичный мэр квалифицирует как подлог. Он требует провести расследование обстоятельств и наказать виновных. В противном случае московская организация "ЕдРо" оставляет за собой право вынести вопрос на широкую внутрипартийную дискуссию и потребовать созыва внеочередного съезда.

Напомним, что это уже не первое эпистолярное выступление Юрия Лужкова: не так давно мэр Москвы обрушился с гневной критикой на новые принципы распределения полномочий между центром и регионами, которых лишили необходимых средств, а потому буквально толкают к социальному кризису. Он обратился к президенту России с призывом пересмотреть закон о монетизации льгот с точки зрения учета особенностей регионов. А также, в интересах сохранения стабильности, приостановить проведение намеченных социальных реформ. Еще Юрий Михайлович пригрозил обратиться по этому поводу в Конституционный суд – но с этим мэрия пока медлит. Очевидно, чисто эпистолярный жанр проще в исполнении. В итоге Лужкова вежливо пригласили на заседание с ключевыми членами правительства, выслушали и дали понять, что его аргументы несостоятельны. Вскоре после этого столичный мэр снова взялся за перо – на этот раз для того, чтобы уличить в подлоге товарищей по партии.

В этой истории наблюдается несколько довольно очевидных нестыковок. Во-первых – время, выбранное для публичной демонстрации раскола в "партии власти". Поправки были приняты в партийный устав еще в декабре прошлого года, а сам текст устава в последней редакции абсолютно доступен для изучения – например, на официальном сайте партии, куда он был выложен в то же время. Возникает резонный вопрос: почему подлог обнаружился только в марте?

Во-вторых, в данный устав заложена настолько жесткая схема подчинения региональных отделений центральному руководству партии, что вопрос о согласовании списков региональных кандидатов выглядит еще не самым животрепещущим. Центральное руководство, т.е. президиум генсовета, может принимать в члены партии и исключать из нее в обход региональных отделений. Представлять кандидатуры на посты руководителей региональных подразделений. Утверждать положения "об особенностях организации и деятельности местных отделений в городах федерального значения", то есть в Москве и Санкт-Петербурге. Наконец, диктует фракциям партии в региональных заксобраниях, кого именно выдвигать на пост спикера, и самостоятельно назначает представителей партии в избирательные комиссии. То есть схема контроля центра за изрядно расшалившимися за последние годы региональными отделениями (конфликтов, возникавших в ходе избирательных кампаний между регионами и центром, не счесть) продублирована на нескольких уровнях. Таким образом вопрос, согласовывать ли списки кандидатов, идущих на региональные выборы с центром, относится скорее к разряду "политических".

С чисто политической точки зрения демарш Юрия Лужкова пока просчитывается с трудом. Публичный протест против новой системы распределения полномочий (недовольство которой столичный мэр никогда особо и не скрывал) еще можно объяснить стремлением ответить на рост протестных настроений электората. Хотя столичному электорату грех жаловаться: московским льготникам, в отличие от многих прочих, подстелили толстый слой соломки. И вряд ли "хорошему хозяйственнику" Лужкову имело смысл идти на столь решительные меры ради поддержки избирателей, которые главу региона больше не выбирают. Разумеется, можно вспомнить традиционные "списки Лужкова", появляющиеся в канун очередных выборов в Мосгордуму (злые языки поговаривают, что не попавшим в этот список на муниципальных выборах просто нечего ловить). Но, судя по последним социологическим исследованиям, в обозримом будущем принадлежность к "Единой России" вряд ли принесет кандидатам серьезный бонус. Скорее, наоборот. В кулуарах Госдумы уже ходят слухи, что падение рейтинга "Единой России" дало повод для обсуждения вопроса: а не перенести ли на осень региональные выборы, которые должны пройти в первой половине года.

Поэтому не исключено, что Лужков счел возможным вновь заявить о себе как о самостоятельном политике. Чего он на самом деле уже очень давно не делал, уйдя на вторые роли после прихода в Кремль Владимира Путина и принудительного объединения "Единства" с "Отечеством". Возможно, это как-то соотносится с внезапным обострением президентских амбиций у целого ряда политиков, начиная с экс-премьера Михаила Касьянова и заканчивая экс-спикером Госдумы Геннадием Селезневым. Но не исключено также, что проблемы начались у "Единой России", и что именно ее, а не "техническое" правительство, рано или поздно "сдадут" в качестве своеобразной компенсации за утраченные льготы. Одно ясно: в далеко не монолитной структуре действующей власти происходят серьезные подвижки.

Выбор читателей