"Большой семерке" устроят "большой БРИК"

Перспективы у G7 не самые блестящие. Возможно, скоро уже не она будет вершить судьбы мировой экономики – есть мнение, что к середине нынешнего столетия эта роль достанется объединению под названием БРИК




Россию не пускают в "большую семерку", хотят даже исключить из "восьмерки" за плохое поведение. Обидно, конечно. Но, может, оно и к лучшему: перспективы-то у этой "семерки" далеко не самые блестящие. Возможно, скоро уже не она будет вершить судьбы мировой экономики.

Многие эксперты и "мозговые тресты" предрекают, что пальма экономического первенства переместится в Азию. И вот – новые оценки. Недавно глава отдела анализа мировой экономики Goldman Sachs Group Джим О'Нил выступил с сенсационным прогнозом о том, что к середине нынешнего столетия объединение под названием БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай – опередит по совокупному ВВП всю "большую семерку" вместе взятую. Эксперты Goldman Sachs полагают, что Россия сможет обогнать по объему ВВП любую западноевропейскую страну уже к 2030 г., Индия опередит Японию к 2035 г., а Китай к 2040 г. превзойдет США. Что тогда произойдет с геополитикой – даже представить страшно, Хантингтон со своим столкновением цивилизаций отдыхает.

Правда, О'Нил высказывается на сей счет в духе кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно". Он выступает за то, чтобы G7 просто вобрала в себя новых экономических лидеров, сняв, тем самым, противоречия между старыми и новыми мэтрами мировой экономики. Эксперт заявляет, что "в финансовом смысле просто смешно не включить в нее ("семерку") как минимум Китай, и это хороший повод подумать также о России, Индии и Бразилии". Такое объединение должно будет, очевидно, называться "большие 11" (или сколько их там наберется на тот момент).

Но вот получится ли странам БРИК "жить дружно" с США и их западными союзниками – большой вопрос. И дело тут даже не в воинственных замашках Вашингтона, нравоучительном тоне Брюсселя или прорезающихся зубках китайской великодержавности (это слишком очевидные проблемы, чтобы их не преодолеть). Дело – как всегда! – в нефти и газе. Китай и Индия, эти два растущих азиатских гиганта, в которых проживает более трети населения Земли, проявляют все большие энергетические аппетиты – КНР, к примеру, уже вышла на второе место по потреблению нефти в мире. Естественно, увеличивается спрос на топливо – усиливается и борьба за доступ к источникам энергетических ресурсов.

Еще недавно безусловное преимущество в этой борьбе было на стороне Запада, поскольку Восток не обладал необходимыми для конкуренции с ним материальными и финансовыми ресурсами и авторитетом. Кроме того, успешно применялся старый макиавеллевский принцип "разделяй и властвуй": Китай и Индия сталкивались лбами на нефтяных рынках, что ухудшало и без того сложные отношения между ними.

Но теперь ситуация меняется. Во-первых, Пекин и Дели, увеличивая свой экономический вес и возможности, стали способны вести неплохую игру на рынке энергоресурсов, вступая в открытое соперничество с США и даже тесня их в некоторых регионах (в Африке, в Латинской Америке). Поэтому Вашингтон, очевидно, будет вынужден все чаще в борьбе за нефть прибегать к политическому давлению, а также к своему последнему неоспоримому (пока) аргументу – вооруженной силе. Во-вторых, Китай и Индия уже не так враждебны друг другу, как хотелось бы Западу. Конечно, рано или поздно между ними может возникнуть очень серьезный конфликт, но пока оба гиганта растут и объединять свои усилия по противодействию третьему, заморскому, который пытается помешать их росту. Это сближение не афишируется (чтобы не будоражить мировую общественность), но оно идет. О многом говорит, к примеру, тот факт, что в прошлом году Пекин посетил начальник Генштаба Индии, и таким образом, было положено начало казавшемуся невозможным сотрудничеству двух стран в военной области. Поговаривают даже о том, что Индия, Китай, Иран и Россия заключили негласное "энергетическое соглашение" о контроле над ресурсами большей части Евразии. Даже если они его формально и не заключали, фактически оно уже действует. Об этом свидетельствуют многочисленные двух- и многосторонние энергетические соглашения между странами региона. Например, только за последние месяцы Индия подписала комплексное торговое соглашение с Россией и Ираном (на $40 млрд), которое предусматривает, в частности, долгосрочные поставки нефти и природного газа, а Китай и Иран подписали соглашение о поставках газа.

Одновременно идет подключение к евразийскому энергетическому альянсу стран Южной Америки. Бразилия ведь не зря попала в БРИК. Так, в начале 2004 г. она договорилась с Индией о "новой торговой геометрии", связывающую "Юг с Югом". Договорились, в частности, о том, что американский юг будет снабжать юг азиатский топливом (в том числе, нефтью). А в ноябре руководитель КНР Ху Цзиньтао совершил турне по Бразилии, Аргентине и Венесуэле с целью обеспечить своей стране участие в тамошних нефтяных и газовых проектах. Только с Бразилией было подписано 11 соглашений на $10 миллиардов. Эксперты отметили, что никогда еще Китай (да и, пожалуй, никто до него) не проявлял такой активности на так называемом "заднем дворе США".

Таким образом, БРИК бросает свой энергетический вызов Западу. Что особенно важно отметить: у этого объединения есть неоспоримое преимущество перед G7 – в него входят не только потребители, но и поставщики энергоресурсов, что делает БРИК более самодостаточным. Причем, вокруг этой четверки группируется и немало других стран, богатых топливом: Иран, Казахстан, Венесуэла. Если им всем удастся организовать свой форум – по типу "семерочных" министерских встреч и саммитов, – то получится настолько мощное объединение, что с ним вынуждены будут считаться и "семерка", и ОПЕК. Причем, многие эксперты утверждают, что России потенциально принадлежит руководящая роль в БРИК: она является самым надежным поставщиком нефти и газа для своих южных партнеров и, кроме того, способствует их сплочению, поскольку дружит с каждым из них в отдельности. В общем, надо хорошенько организовать эту компанию, а там и поговорим с "семеркой".

Выбор читателей