"Отставка" Фрадкова оказалась грандиозной провокацией

Вчера премьер-министр, открывая заседание кабинета, выглядел веселым и словоохотливым. До такой степени, что приписать столь лучезарное настроение одной лишь победе ЦСКА было бы неправильно




Позавчера Михаил Фрадков так и не поучаствовал во встрече в Кремле, на которой президент советовался с законодателями, как лучше претворить в жизнь высказанные им самим в ежегодном послании пожелания. Вчера премьер-министр, открывая заседание кабинета, выглядел веселым и словоохотливым. До такой степени, что приписать столь лучезарное настроение одной лишь победе ЦСКА было бы неправильно. Кубок кубком, а нависшая отставка должна была внести свои коррективы в настрой. Два фактора, два "опознавательных знака" политического закулисья – и каждый противоречит другому. Состоится ли отставка правительства? Сменит ли кабинет "партийное" правительство? Или, быть может, постов лишатся лишь некоторые обитатели Белого дома?

Слухи о возможной отставке правительства ходили по Москве с конца прошлой недели. Однако вопреки прежней практике, на сей раз Фрадкова "отставляли" в угоду, если так можно выразиться, политико-правовой конъюнктуре. Уход нынешних министров якобы должен был "погасить" волну негатива с Запада, которая неизбежно накроет Кремль в случае вынесения жесткого приговора по делу Михаила Ходорковского. Смена консервативного Фрадкова на какого-нибудь яркого либерала показала бы, что Россия по-прежнему считает себя страной со свободной рыночной экономикой.

Искусственность подобного обоснования очевидна. Правительство Фрадкова, каковы бы не были личные пристрастия премьера, и так является вполне рыночным и даже в известном смысле правым. Тон в нем задают г-да Жуков, Греф, Кудрин, Христенко – ярко-выраженные рыночники, хорошо известные тому же Запада. К тому же к гонениям на "ЮКОС" Михаил Фрадков никакого отношения не имеет. Это дело курируют более влиятельные люди, так что идея "размена" в контексте приговора по делу Ходорковского-Лебедева выглядит сомнительной.

Но дело даже и не в этом. Правительство Фрадкова не выработало свой ресурс. Президент, который один только и определяет кадровые решения на российском Олимпе, вряд ли сегодня имеет хоть одно основание отставлять кабинет министров. И не потому, что работа правительства блестяща. Наоборот – амбициозные задачи, поставленные перед ним, не только не решаются, но и по сути спускаются на тормозах. История с монетизацией показала, что что-то похожее на мобильность и решительность министры демонстрируют лишь в час аврала. А час этот наступает там и тогда, когда на него указывает лично Владимир Путин. Все остальные факторы, должные заставить министров того же экономического блока действовать решительнее, лишь ввергают их в пустопорожние дискуссии. Другое дело, что в этом невольном "саботаже" отчасти повинен сам президент: речь идет о его выдвиженцах, о его управленцах, тех, кого он сегодня не готов "сдать". А раз не готов их, значит нет смысла и менять премьер-министра, самого по себе мало что значащего.

Вчера Любовь Слиска открыто назвала фамилию Александра Жукова в качестве возможного кандидата на премьерское кресло. Действительно, за этот вариант говорит хотя бы тот факт, что на все той же недавней встрече в Кремле именно он представлял правительство. Жуков известен своим профессионализмом экономиста и политика. Однако у него есть слабый место – принадлежность к "Единой России". При других обстоятельствах этот факт пошел бы только в плюс. Однако в преддверии очередных тяжелых для населения реформ намертво связывать "антинародное правительство" с партией власти Кремль вряд ли решиться. Ну, разве что ради того, чтобы узнать, какой на самом деле у той рейтинг. Однако в преддверии уже не далеких больших выборов 2007-08 гг. ставить такие эксперименты никто в Администрации не станет.

Что касается оргвыводов по отдельным персоналиям нынешнего кабинета, то тут все проще. Они вполне возможны. Во-первых, всегда нелишне задать тому или иному министру хорошую трепку на глазах жаждущего этого зрелища народа. Во-вторых, бодрящее действие кнута на какое-то время мобилизует работу кабинета в целом, так что профилактика и тут не будет лишней. Наконец, никто не отменял обычной административной рутины, с ее проталкиванием "своих" и низвержением "чужих", борьбы команд и кланов за хлебные места и т.п. Все это вполне укладывается в ожидания каких-то перемен. Впрочем, сумма от перемены таких слагаемых вряд ли изменится.

Выбор читателей