Северная Осетия осталась без президента. Насовсем

Вчера полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак объявил о добровольной отставке президента Северной Осетии Александра Дзасохова. Исчезновение последнего со сцены является очень своевременным




Вчера полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак объявил о добровольной отставке президента республики Северная Осетия Александра Дзасохова. Примечательно, что чуть ли не до последнего момента власти республики изо всех сил отрицали подобную возможность: "уткой" больших размеров, которая кроме удивления ничего не вызывает", назвал пресс-секретарь Дзасохова Игорь Дзантиев сообщения о возможном уходе президента, появившиеся в понедельник со ссылкой на информированный источник во Владикавказе. "Информированный источник, на который ссылаются СМИ, на самом деле не информирован. Я совершенно официально заявляю, у главы Республики Северная Осетия – Алания нет никаких планов подавать в отставку", – заявил Дзантиев РИА "Новости".

Планов, возможно, и не было. Президент Северной Осетии не подал в отставку после событий в Беслане, хотя . Дзасохов выстоял против митингующей толпы, когда по республике прокатилась волна акций протеста: жители требовали отставки своего президента. Президент объяснял, что остался по требованию своих сторонников, которые расценили бы отставку как уход от ответственности. "Моя задача заключается в том, что я должен дождаться, когда будут полностью готовы материалы расследования парламентской комиссии и Генеральной прокуратуры", – настаивал Дзасохов в апреле этого года. Результатов официального расследования до сих пор нет, поэтому внезапное решение уйти в отставку, чтобы дать дорогу молодому поколению, выглядит по меньшей мере нелогичным. "Я создаю прецедент. Когда все стремятся продлить свои сроки, я решил его уплотнить и сократить", – объяснил вчера Дзасохов его причины журналистам.

При этом глава республики мало что теряет: срок его полномочий заканчивается в январе 2006 г., а шансы на переназначение большинство экспертов и до сих пор расценивали как мизерные. Кремлю было не с руки идти на поводу у митингующей толпы, "увольняя" в пожарном порядке действующего президента, однако оставлять во главе республики лидера, утратившего авторитет в глазах населения, также нелогично. "После Беслана все жители республики ждали, когда он уйдет", – признался вчера в эфире радиостанции "Эхо Москвы" депутат Госдумы от Северной Осетии Арсен Фадзаев. Таким образом, скорее всего логику "прецедента" следует искать в другом месте. И это место, по всей видимости – Верховный суд Северной Осетии, где сейчас идет процесс над единственным оставшимся в живых участником захвата школы №1 в Беслане Нурпаши Кулаевым. Хотя центральные СМИ не слишком активно освещают этот процесс, он, по сути дела, оказался единственным на данный момент случаем публичного разбирательства в причинах трагедии. А это означает новую волну вопросов по поводу действий (или бездействия) исполнительной власти, как местной, так и федеральной. На этом фоне исчезновение со сцены Дзасохова, принявшего на себя основной удар "народного гнева", является очень даже своевременным. Он вполне может рассчитывать на благодарность центра и достойное рабочее место в Москве. Не случайно Дмитрием Козаком вчера в адрес Дзасохова было сказано немало слов благодарности за проделанную работу. Кроме того, не особо скрывалось, что его мнение имело вес при выборе кандидатуры преемника. Вчера Козак назвал фамилии сразу трех возможных кандидатов. "Креатурой" Дзасохова считается председатель парламента республики Таймураз Мансуров, который идет первым в этом списке, хотя рассматриваются также персоналии зампредседателя правительства Северной Осетии Александра Меркулова и мэра Владикавказа Казбека Пагиева.

В любом случае, преемник Дзасохова уже не будет называться президентом. На прошлой неделе по инициативе местного отделения "Единой России" парламент Северной Осетии принял единогласное решение переименовать должность: с первого января 2006 г. высшее должностное лицо республиканского органа исполнительной власти будет называться просто главой республики. Представители "партии власти" не скрывали, зачем это делается: "Президент в стране должен быть один", – заявил Теймураз Мансуров.

Выбор читателей