Бесланский боевик назвал виновных в гибели детей

Единственный оставшийся в живых террорист Нурпаша Кулаев заявил, что школьников погубил снайпер, убивший боевика, который "стоял на кнопке"




Вчера внимание России и многих зарубежных стран было приковано к процессу над Ходорковским. Ведь именно во вторник был вынесен вердикт по этому скандальному делу. Однако вчера произошло еще одно важное событие, которое осталось без должного внимания из-за событий в Мещанском суде. Вчера в Верховном суде Северной Осетии был допрошен единственный выживший из бесланских террористов - Нурпаша Кулаев.

Боевик рассказал свою версию взрыва в спортзале школы, где находилась большая часть заложников. По словам Кулаева, причиной стало то, что снайпер застрелил боевика, "который стоял на кнопке", пишет "КоммерсантЪ". Эти данные серьезно расходятся с первоначальной версией следствия.

Напомним, ранее сообщалось, что в спортзале сработали две бомбы. Одна из них, наиболее мощная, была подвешена под потолком с помощью изоленты. Но из-за жары изолента отклеилась, и взрывчатка сдетонировала. Взрывная волна отбросила террориста, который держал одну ногу на педали другого мощного взрывного устройства – при размыкании электроцепи сработала и эта бомба. А затем сдетонировали несколько самодельных мин.

Однако Нурпаши Кулаев заявил, что взрыв в школе вызывала именно попытка штурма, а не неосторожность боевиков. Арестованный террорист рассказал, что 3 сентября пришел к брату, охранявшему спортзал, и в этот момент в зале стали взрываться бомбы. "Снайпер снял человека, который стоял на кнопке", – пояснил подсудимый.

Также боевик рассказал, что если бы в школу пришли Александр Дзасохов и Мурат Зязиков, то террористы отпустили бы 300 заложников: "Я слышал, как Полковник (главарь боевиков) разговаривал с кем-то по телефону и сказал, что у него есть приказ: если придут Дзасохов или Зязиков, он может отпустить за каждого из них по 150 человек".

В остальном же боевик подтвердил версии следствия. Он рассказал, что лагерь бандитов находился в Ингушетии. А как проехать в Беслан, им подсказал милиционер, которого они взяли по дороге. Стража правопорядка посадили в кабину грузовика, и он показывал, куда ехать. Этим милиционером был участковый Султан Гуражев из села Хурикау Моздокского района, который сообщил, что был насильно захвачен боевиками и никакой помощи им не оказывал

По словам Кулаева, многие из бандитов были против захвата детей в заложники. "Когда начался захват, половина боевиков были в растерянности. Вывели детей и женщин, стали их загонять. Потом боевики начали кричать: "Рядом МВД, давайте захватим их, зачем школу?" – утверждал подсудимый. Однако в итоге все подчинились приказу главаря бандгруппы Полковника.

Между тем конфликты среди захватчиков школы продолжались. Полковник взорвал двух женщин-смертниц и застрелил одного из террористов, который возмущался тем, что в заложниках оказались дети. Кулаев также подтвердил, что все оружие боевики привезли с собой, его не прятали под полом спортзала рабочие-чеченцы, ремонтировавшие школу, как предполагали в начале следователи.

Подсудимый рассказал, что после первых взрывов Полковник позвонил в оперативный штаб и закричал кому-то: "Что ты наделал, ты хочешь штурмом взять школу? Не знаешь, сколько здесь детей и женщин?" Ответа не последовало и Полковник разбил телефон. Сам задержанный террорист, вернувшись в столовую, выпрыгнул из окна. При этом он утверждает, что ни разу не выстрелил из своего автомата.

Выбор читателей