Ислам не повинен во французских беспорядках

На встрече с представителями американских мусульманских организаций посол Франции в США Жан-Давид Левитт заявил, что основной причиной погромов стали социально-экономические проблемы, а отнюдь не религия


ФОТО: AP



Сейчас можно уверенно говорить о том, что массовые беспорядки во Франции по своим масштабам уже далеко не те, что были даже две недели назад. Ни повального сжигания автомобилей, ни крупных столкновений с полицией в настоящее время не наблюдается. Основным занятием хулиганов на данный момент является поджог мечетей, но и это происходит нечасто. Поэтому все громче стали звучать разговоры о том, кто именно, из-за чего и с какой целью начал погромы.

Так, на прошлой неделе уже высказывалось вполне аргументированное мнение, что беспорядки во Франции вызваны многоженством, нередким в мусульманских семьях. И вот сегодня на встрече с представителями американских мусульманских организаций посол Франции в США Жан-Давид Левитт отверг все обвинения в адрес ислама, отметив, что вероисповедание здесь ни при чем.

"Никакой роли ислам не сыграл, - заявил он. - Мы никогда не усматривали здесь какой-либо связи, прямой или косвенной. Да и религия в целом тут не играла никакой роли".

По его мнению, основной причиной этих событий стали социально-экономические проблемы в стране. "Мы знаем, что приверженцы джихада вербуют подростков, - признал он, - но это не имеет никакого отношения к массовым волнениям в этих районах". Как сказал Левитт, участники беспорядков просто хотели быть "стопроцентными французами", они требовали "полного равенства".

Кроме того, посол отметил, что "слово "бунт" в некотором роде слишком сильно" для характеристики беспорядков. Несмотря на то, что были сожжены тысячи автомобилей и множество полицейских получили ранения, это лишь "горстка несчастий" по сравнению с тем, что творилось в 1992 г. в Лос-Анджелесе, когда 55 человек погибли, а ущерб, нанесенный городу, был оценен в $1 миллиард. Французы осудили тогда те бунты, изрядно раскритиковав американскую политику. Интересно, что тогдашний президент Франсуа Миттеран заявлял, что его страна избежит подобной участи благодаря щедрым социальным программам.

Сейчас же, по словам Левитта, французское правительство занято тем, чтобы сравнять или хотя бы приблизить к равенству уровни жизни иммигрантов и коренных французов. Для этого, как сказал посол, разрабатываются программы по учебе, работе и улучшении условий проживания.

Речь Левитта вызвала одобрение у Совета по американо-исламским отношениям (CAIR) и Мусульманского совета по связям с общественностью (MPAC), которые также приняли участие в форуме. Нихат Овад, исполнительный директор CAIR, отметил, что "война в предместьях" стала сигналом к тому, что с дискриминацией надо бороться на всех уровнях, и обратился к французскому правительству с просьбой показать молодым мусульманам, что "общество с ними, а не против них". А руководитель MPAC Салам аль-Марайати, в свою очередь, сказал, что "люди хотят жить французской мечтой, американской мечтой, но не французским кошмаром".

"Мы больше не иммигранты, - заявил он. - Мы уже второе, третье и четвертое поколение. Но в Европе мусульмане не расцениваются как "вполне оперившиеся европейцы", и в то время как мы признаем, что беспорядки во Франции возникли не на религиозной почве, "Аль-Каэда" и другие группировки могут эксплуатировать таких людей, если их социально-политическое положение не будет улучшаться".

Напомним, что погромы во Франции начались 27 октября в парижских пригородах, где в основном проживают выходцы из африканских и арабских стран. Всего за три недели, по данным правоохранительных органов, в стране было сожжено более 9 тыс. автомобилей, ранено около 130 сотрудников полиции, атакам подверглись несколько церквей, мечетей и синагог.

Выбор читателей