России не нужен Янукович – ей нужен Ющенко

Хорошо, конечно, если Партия регионов и другие "промосковские" силы добьются успеха на парламентских выборах, но еще более важно, чтобы их успех был неполным, то есть не позволил сформировать правительство




Принято считать, что Кремль спит и видит, как на мартовских выборах в Верховную раду Украины "оранжевые" с треском проваливаются, а ведомое "бело-голубыми" новое парламентское большинство возвращает в премьерское кресло Виктора Януковича. Гадать, какими надеждами на самом деле грезят "кремлевские мечтатели", – дело неблагодарное. Однако, объективно, указанный сценарий – не в интересах России. Хорошо, конечно, если Партия регионов и другие "промосковские" силы добьются успеха на парламентских выборах, но еще более важно, чтобы их успех был неполным, то есть не позволил сформировать правительство.

Безоговорочная победа "бело-голубых" наложила бы на Россию серьезные обязательства, в первую очередь экономические. Вспомним, каких только пряников не получила Украина летом-осенью 2004 г. под будущее и, как, видимо, полагали в Кремле, гарантированное президентство Януковича – и чрезвычайно выгодное для нее соглашение по газу (которое "оранжевые" власти поначалу сами захотели пересмотреть, а опомнившись, стали за него цепляться), и взимание НДС при экспорте энергоносителей по месту страны назначения (прямая перекачка из российского в украинский бюджет более $1 млрд в год), и поблажки братьям-славянам с регистрацией при поездках в бывшую метрополию (а значит, облегчение их заработков), и прочее. По-умному, пряники надо раздавать после, а не до (тем более, что на исход президентских выборов такая благотворительность никак не повлияла). Проблема в том, что в отношении Украины – при той ситуации, которая там наблюдается нам всем протяжении "незалежности", а не только последний год – подобная раздача вообще пагубна; однако, с учетом всех перипетий в российско-украинских отношениях с момента торжества "оранжевой революции", после "бело-голубой контрреволюции", ежели таковая случится, уйти от экономических бонусов не будет никакой возможности.

Пагубность же этих бонусов отнюдь не в том, что приходится отрывать от себя, тогда как, говоря словами Путина, "у нас своя экономика, своя страна, свои граждане, свои пенсионеры, свои военнослужащие, медицинские работники, преподаватели и другие бюджетники, которые нуждаются в нашей поддержке". Слава нефтяному богу – денег в стране сейчас хватает, и не в "жадности" дело. Вспомним другое высказывание Путина на пресс-конференции 31 января, предшествовавшее процитированному замечанию: "Германия тратит огромные деньги для поднятия экономики восточных земель, но они платят за объединение нации. А мы за что платим?".

Нравится это кому-то во Львове или Киеве, нет ли, но мы, признавая безусловное право украинцев на собственную государственность, все равно считаем их и себя, а также белорусов частью единого целого – суперэтноса, используя формулировку Льва Гумилева. Европа – это другой суперэтнос. У России в Европе и вообще на Западе нет друзей – есть "стратегические партнеры" (кстати, спасибо Ангеле Меркель – прояснила тем, кто не понимает). В интересах России, чтобы Украина оставалась с ней в едином культурном, политическом, оборонном, экономическом пространстве. Такого единого пространства с Европой, даже при самых теплых политических отношениях и широком экономическом сотрудничестве, у нас не будет никогда (четыре "общих пространства" с ЕС, которые сейчас якобы строятся, – из другой оперы). Хотят украинцы в Европу – флаг им в руки. Но они должны, по крайней мере, осознавать, что это невозможно без того, чтобы так или иначе не отгородиться от России. И если членство Украины в НАТО – это в общем-то не проблема, во всяком случае для России, то вступление или даже ориентация на вступление в Евросоюз точно разведет наши страны.

Конечно, жители Галиции жаждут "освобождения" от москалей. Иное дело – восток и юг Украины. Победу Ющенко обеспечил определенный сдвиг в умонастроениях в центральной части страны. Однако принципиально ситуация, повторим, не изменилась – украинская нация по-прежнему расколота. И бесповоротный выбор – Европа или Россия – не сделан. Возвращаясь к риторическому вопросу Путина, скажем очевидное: Россия готова платить, и щедро платить, за новый союз с Украиной, но было бы глупо оплачивать окончательный развод.

Проблема поборников "европейского выбора" Украины заключается в том, что без поддержки со стороны России экономика страны просто рухнет. При европейской оптовой цене на газ в $230-250 за тысячу кубометров неконкурентоспособными окажутся по меньшей мере 2/3, если не 3/4 украинских предприятий, а о самой Украине достаточно скоро начнут говорить как о "a fail state" – "несостоявшемся государстве". А ведь есть еще не менее острые для украинских товаропроизводителей вопросы доступа на российский рынок: не случайно, не желая входить в единое с РФ таможенное пространство, Киев столь рьяно добивается создания зоны свободной торговли. Жестко занимая ту позицию, что экономические бонусы возможны исключительно в ответ и как следствие реальной интеграции двух стран, Россия, как минимум, не проиграет: если Украина на такую интеграцию не пойдет, то она деградирует к столь жалкому состоянию, что не сможет не только претендовать на членство в евро-атлантических структурах, но даже выполнять функции одного из элементов "санитарного кордона" по рубежам России. Причем не исключен и сценарий развала страны.

Принципиально важно, однако, чтобы к осознанию необходимости воссоздания союза с Россией – исходя из действительных, а не мифических интересов Украины – пришла в том числе значительная часть нынешней "оранжевой" элиты, и по данному вопросу в украинском обществе в целом, а не только на востоке и юге страны сформировалось устойчивое "конституционное" большинство. Галичан, очевидно, ничем не переубедишь, а киевлян еще можно. Внешняя поддержка – она как воздух (или природный газ): замечаешь только когда не хватает. Еще раз процитируем Путина: "Эта помощь, эти дотации с нашей стороны на протяжении 15 лет никем не замечалась, как будто так и нужно".

Урок 2002-2004 гг., когда третируемый Западом Кучма и премьер Янукович начали сближение с Россией, состоит в том, что без преодоления раскола на самой Украине никакой интеграционный проект не состоится. Временное возвращение во власть "бело-голубых" ничего не решит: "российский" выбор будет столь же условным, как и теперешний "европейский", а новые преференции со стороны России лишь ухудшат возможности для отстаивания российских интересов в последующем. Надежно реализовать российско-украинский интеграционный проект возможно лишь тогда, когда в Киеве на него согласится именно "оранжевое" правительство. Надо только не оставить этому правительству иных экономических вариантов.

Выбор читателей