Киев ерзает на двух стульях

Продолжаемая политика сидения на двух стульях будет, как и прежде, сопряжена с периодическими противоречиями и проблемами в отношениях Украины как с Востоком, так и с Западом




Украина сидела, сидит и будет сидеть на двух стульях – условно говоря, восточном и западном. Попытки перенести центр тяжести на один из них до сих пор оканчивались неудачей: со временем приходилось восстанавливать равновесие. Так случилось и на этот раз: "оранжевая революция" была призвана оторвать посадочную точку Самостийной от восточного стула, то есть от пророссийской ориентации. Однако не прошло и года, как Киев убедился, что зависит от России гораздо больше, чем от Европы. В первую очередь потому, что Россия контролирует газ, идущий из стран СНГ на Запад, в том числе через Украину. Из-за того, что его величество кран находится в распоряжении Москвы, вся газовая дипломатия Ющенко в Средней Азии закончилась ничем.

Антироссийские настроения годичной давности, с которыми пришла в Киев новая революционная власть, с тех пор как-то сами собой поутихли. А новый премьер Юрий Ехануров сразу же после избрания на пост поспешил в Москву. Чтобы сразу дать понять России, как сильно и выгодно он отличается от Юлии Тимошенко. "В этом году у нас не было встреч на уровне глав правительств. Это ненормальная ситуация, и с ней надо покончить", – заявил он, предложив начать отношения с чистого листа. Правда, одного только посещения российской столицы маловато для нормализации отношений. На это указывает хотя бы то обстоятельство, что Юлия Владимировна как раз в это же время тоже побывала в Кремле, но уже, разумеется, не в качестве премьер-министра. Ехануров же, как премьер, должен был сделать какой-то более значительный жест примирения. И он дал по крайней мере три важных обещания российской стороне: не проводить деприватизацию на Украине, договориться с Россией по ценам на газ и синхронизировать с ней процесс вступления в ВТО.

Однако нельзя было забывать и о втором стуле. С ним, кстати, сейчас проблемы. Хотя вся "оранжевая" кампания была затеяна с тем, чтобы сделать его главной (если не единственной) точкой геополитической опоры Украины, ничего не получилось, и вот недремлющий Совет Европы уже взялся критиковать Киев за отсутствие должных демократических и экономических подвижек. И инвесторы почему-то не испытывают особого доверия к стране победившей "оранжевой" демократии: эксперты говорят об инвестиционном кризисе. Ющенко обещал привлечь в украинскую экономику в течение этого года никак не меньше $10 млрд из-за рубежа, однако за I полугодие оттуда пришло всего $491 млн, что даже существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года ($573 миллиона). "Инвестиционный кризис затронул не только иностранные, но и внутренние инвестиции. Можно говорить о крупномасштабном кризисе", – утверждает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. При этом он отмечает, что "инвестиции из России доминируют в украинской экономике по сравнению с капиталом из других стран".

Так что пора возобновлять наступление на западном направлении – и всего через неделю после визита в Москву Юрий Ехануров очутился в Брюсселе. В принципе, ничего ужасного, но также и ничего особо обнадеживающего он там не услышал. Говорилось о весьма отдаленной перспективе заключения соглашения о свободной торговле, о начале переговоров по облегчению визового режима (в этом вопросе, кстати, Украина отстает от России), о партнерстве с НАТО. Конечно, Брюссель не спешит интегрировать Украину в Евросоюз, но одобрил трехлетний "план действий", исполнение которого даст возможность установить отношения ассоциированного членства. Сейчас для Европы было важно услышать от Еханурова подтверждение лояльности Киева, и он ее услышал вполне. Председателю Европейской комиссии Баррозу даже пришлось "спускать на землю" украинского премьера, объясняя ему, что в настоящее время гораздо важнее проводить экономические реформы, чем набиваться в члены Евросоюза.

А тем временем становится очевидно, что продолжаемая политика сидения на двух стульях будет, как и прежде, сопряжена с периодическими противоречиями и проблемами в отношениях Украины как с Востоком, так и с Западом. Ведь чтобы усидеть, Киеву приходится лавировать, балансировать и вообще вести себя непоследовательно по отношению к обоим партнерам. Так будет поступать и новое украинское правительство. Ехануров пообещал, что деприватизации не будет, однако то, что было сделано по этой части при Тимошенко, остается в силе. Он пообещал также идти в ВТО с Россией нога в ногу, но уже через неделю обмолвился, что Украина хотела бы вступить туда первой. И, опять же, как и в былые годы, в Москве речь шла о неразрывной дружбе братских народов, а в Брюсселе – об однозначно европейском выборе Украины: по словам Еханурова, "Европа без Украины остается неполной"...

Однако в целом новый украинский премьер, по всей видимости, неплохо соответствует "двустороннему" внешнеполитическому курсу Киева, хотя на фоне своей предшественницы и выглядит более пророссийским. Впрочем, когда Юлии Тимошенко задали вопрос, не является ли назначение Еханурова знаком того, что Украина приблизится к России, она ответила: "Нет. Будущее Украины лежит в Европе, если даже членство в ЕС наступит не слишком быстро. Но мы должны учитывать и геостратегическое равновесие. Украину и Россию нельзя отделить друг от друга". Если даже в голове у столь прагматичного политика прозападной ориентации, как Юлия Владимировна, так запросто уживаются вместе два прямо противоположных тезиса, то, значит, с Украиной все в порядке. Никакой "оранжевый психоз" не повредит стабильному раздвоению ее национально-государственной личности. Беда лишь в том, что уж если это раздвоение когда-нибудь пройдет, то Украина, скорее всего, окажется не на двух стульях, а между ними.

Выбор читателей