Белоусова и Протопопов: Новые правила убили красоту танца

Установка ИСУ на интенсификацию спортивных программ превращает фигурное катание из спорта артистического в спорт экстремальный, в котором оценка за артистизм в скором времени может уже и не понадобиться




Людмила Белоусова и Олег Протопопов – одна из самых знаменитых спортивных пар в истории советского и мирового фигурного катания. Чемпионы Олимпийских игр в Инсбруке 1964 и Гренобле 1968 гг., четырежды – с 1965 по 1968 год – они становились чемпионами мира и Европы. Награждены двумя орденами Трудового Красного Знамени. Несколько лет назад Международный союз конькобежцев наградил их своим самым престижным призом – Кубком Жака Фавара за вклад в развитие мирового фигурного катания. Сегодня прославленные спортсмены делятся впечатлениями о фигурном катании и дают прогноз на олимпийский турнир в Турине.

"Yтро": Кого вы считаете лидерами в фигурном катании и каково ваше видение сегодняшнего парного катания?

Олег Протопопов: Может быть, кому-то покажется устаревшей наша философия этого вида спорта, но мы считаем, что высшей формой мастерства в фигурном катании является танец. То есть когда все технические элементы, движения, позы – все объединено таким образом, что вы не можете отделить одно от другого. В свое время знаменитый американский хореограф Джордж Баланчин сказал: "Я хочу увидеть музыку и услышать движение". Вот таково и наше кредо в фигурном катании.

Людмила Белоусова: Сегодня внимания на красоту тела и танца практически никто не обращает. Все считают обороты. И при этом выплескивают ребенка вместе с водой – самое-то главное, самое интересное упускают.

О.П.: Вообще у нас сложилось такое впечатление, что в парном катании медали чемпионатов мира скоро будут разыгрываться только между двумя странами – Россией и Китаем. В связи с этим интересный факт: все три китайские пары часто исполняют свои произвольные программы под аккомпанемент русской музыки – Рахманинова, Чайковского. А вот российские пары предпочитают музыку иного происхождения. Не в этом ли кроется некоторая уязвимость российских пар, если заглянуть в будущее? Что музыка может мешать движению, известно еще со времен великой русской балерины Анны Павловой. Вот почему практически все фигуристы, за редким исключением, выбирают музыку ровную, монотонную, в которой нет ощутимых темповых перепадов, позволяющую делать под нее что, когда и как угодно.

Л.Б.: Наверняка дуэль между российскими и китайскими парами состоится и в Турине. Вряд ли кто-то сможет помешать им поделить между собой олимпийские медали. Судя по чемпионату Европы, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин – в отличной форме, хотя нам в последнее время больше нравится стиль Марии Петровой и Алексея Тихонова.

О.П.: Самый красочный, самый зрелищный вид фигурного катания – танцы на льду. Однако за последние годы танцы явно изменились не в лучшую сторону. И это произошло в связи с введением новых правил, разработанных специалистами ИСУ. Они додумались ввести как в оригинальный, так и в произвольный танец обязательные элементы. И композиции пар стали походить друг на друга как близнецы. Сейчас редко увидишь танец с определенной идеей, драматургией, хотя корявых поз и простой беготни на полусогнутых ногах предостаточно – ведь надо успеть сделать предписанные элементы, которые не всегда вписываются в танцевальный контекст и музыку. В целом же, несмотря на техническую оснащенность фигуристов, глаза скучают по балетной красоте тела и музыке, приглашающей больше к танцу, нежели к демонстрации ничего не значащих упражнений. В этом не всегда виноваты фигуристы, среди которых немало талантов. Но нынешняя стратегия ИСУ на интенсификацию спортивных программ превращает фигурное катание из спорта артистического в спорт экстремальный, в котором оценка за артистизм в скором времени может уже и не понадобиться.

Л.Б.: Конечно, к Олимпиаде следует ждать новых драматичных моментов. Танцы на льду – передовая линия развития артистизма и хореографии в нашем виде спорта. И, как это ни странно, Международный союз конькобежцев делает все, чтобы ограничить творческую свободу, свободу выбора наилучшего выразительного материала, навязывая пресловутые обязательные элементы, без которых вы – никто! Специалисты ИСУ желают получить расписанную до мелочей художественную картину танца.

"Y": Новые судейские правила и искусственная интенсификация спортивных программ привела к значительному увеличению психологических и физических перегрузок спортсменов, не так ли?

О.П.: Да, отсюда и болезни, и травмы, и неожиданные срывы в выступления ведущих спортсменов. Вспомнить хотя бы об ужасной травме Татьяны Тотьмяниной, после которой иные, менее мужественные спортсмены могли бы и завершить выступления. Сейчас последствия травм в той или иной степени могут проявиться у многих фигуристов. Например, у Евгения Плющенко, который, впрочем, на чемпионате Европы в Лионе наголову разбил своих конкурентов, Стефана Ламбьеля и Бриана Жубера. Возможны проблемы и у Ирины Слуцкой, которой будут противостоять очень сильные американки и японки. А в танцах российские лидеры – Татьяна Навка и Роман Костомаров – получат, наверное, самую серьезную конкуренцию. Очень силен украинский дуэт Елена Грушина и Руслан Гончаров. С огромными амбициями вернулись в большой спорт литовцы Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. И совершенно ясно, что все симпатии публики изначально будут на стороне хозяев льда – итальянцев Барбары Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. Они также вернулись в любительское катание специально к Олимпиаде, но в Лион не приехали. Явно будут сюрпризы, и, возможно, золотая медаль в этом виде программы достанется именно этой паре.

Л.Б.: Как показывает практика, основной состав участников международных соревнований значительно постарел. Подавляющее большинство фигуристов сейчас – в возрасте от 20 до 30 лет, особенно в парном катании, где физические перегрузки чрезвычайно велики, а освоение высот мастерства занимает десятки лет. Странно, но безошибочный прокат короткой или произвольной программы стал своеобразным мировым рекордом, чуть ли не самым грандиозным событием в жизни фигуристов, после чего, выжатые как лимон, они навсегда покидают этот удивительный спорт. Так что не будем умиляться блеску медалей – не слишком ли велика теперь их цена?

Выбор читателей