Российская армия мается дурью

В эксклюзивном интервью "Yтру" депутат Государственной думы Виктор Алкснис дал оценку происходящему в Вооруженных силах. Он говорит, что в состоянии российской армии нет ничего позитивного – ни сейчас, ни в перспективе




В эксклюзивном интервью "Yтру" депутат Государственной думы Виктор Алкснис дал оценку состоянию дел в российской армии.

"Yтро": Страшная история рядового Сычева всколыхнула общество, все снова заговорили о проблемах армии. Виктор Имантович, что происходит с российскими Вооруженными силами?

Виктор Алкснис: У нас нет Вооруженных сил. Они кончились уже давно. Ситуация в ВС сегодня в чем-то напоминает конец 1917 года, когда разваливалась царская армия.

"Y": Но ведь запустили рекламу контрактной службы, "Булаву" опробовали, сам Путин пилотировал Ту-160...

В.А.: Чтобы выпустить в полет сверхзвуковой бомбардировщик с президентом на борту, разобрали другие бомбардировщики – чтобы поставить запчасти. Это говорит о многом. У нас две трети авиационного парка находится в разобранном состоянии. Новая техника, оборудование, запчасти не поставляются. Наш Верховный Главнокомандующий заявил, что времена, когда самолеты не летали, а корабли стояли у причальных стенок, прошли. Если бы так было, то летчик Троянов, налетавший 14 часов за год, в советские времена вообще не имел бы права летать. Ему еще надо было бы восстанавливать свое умение сначала в простых метеоусловиях, а потом в сложных; существует целая технология восстановления навыков. А у нас не летают самолеты – нет керосина, запасных частей, двигателей.

"Y": Экспертиза специалистов НАТО установила, что причиной катастрофы Су-27 была низкая квалификация пилота.

В.А.: Конечно. Это было ясно с самого начала. Но наказали командующего армией, который ни при чем. Он получил на год лимит керосина. Почему Валерий Троянов катапультировался над Литвой? Ведь СУ-27 – дальний перехватчик, который мог лететь еще 4 часа. А с дозаправкой вообще может летать круглые сутки. Причина одна – самолет заправили керосином только на то, чтобы долететь от Лодейного Поля до Калининградской области, и ни грамма больше. Именно поэтому пилот катапультировался. Даже если бы он не заблудился, а прибыл к аэродрому, но не сразу смог сесть, ему все равно пришлось бы катапультироваться. Топлива не было! Командир полка думал так: надо лететь на аэродром под Калининградом, а там другая воинская часть. Значит, они заправят из своих средств, а я топлива дам только для того, чтобы долететь.

В этом году от "щедрот" нашего бюджета в области авиации выделили денег на модернизацию аж 17 самолетов СУ-27 при наличии в ВС России 350-ти! Такими темпами мы будем модернизировать все свои СУ-27 20 лет! Но через 20 лет они никому уже не будут нужны. Новой техники не поступает. Или взять эти громкие слова о самолетах "пятого поколения". Ребята, откуда? Чтобы ввести самолеты пятого поколения, нужна передовая промышленность. А мы все сгубили, включая военную электронику. В благополучные 80-е мы отставали по электронике от Запада лет на 15, а сегодня отстали навсегда. Но никто этого не хочет признавать. Сплошные победные реляции. Вот, провели совместные учения с китайцами, бросив все топливо и ресурсы на показуху.

В свое время, на подведении итогов в Генштабе Леонид Брежнев признался: "Если ли бы вы знали, насколько проще вести разговор с западными партнерами, зная, что за нашей спиной огромная мощь Вооруженных сил". Пока у нашей страны не будут нормальной армии, которая сможет обеспечивать защиту наших интересов, ничего не изменится, с нами никто не будет считаться. Нужны небольшие, хорошо отмобилизованные и технически оснащенные Вооруженные силы. Без этого проблемы решаться не будут.

"Y": "Делу Сычева", по мнению министра обороны, уделяется нездоровое внимание...

В.А.: К сожалению, сегодня в отношении армии есть презумпция виновности. Если что-то случилось, так сразу виной всему делают "дедовщину", неуставные отношения. Я не оправдываю армию. Но, к сожалению, ситуация с Сычевым использована в политических целях и превратилась в политическую кампанию против Иванова. Поскольку идет борьба за пост преемника, надо нанести удар по одному из кандидатов таким образом. Целью выбран один из столпов государственности – армия. Боритесь с Ивановым другим способом! Но армию дискредитируют, нанося все новые и новые удары.

"Y": Однако случай в Челябинском танковом училище свидетельствует о реальном состоянии дисциплины в армии. Или это не так?

В.А.: Есть официальная статистика, что в период проведения учений количество нарушений воинской дисциплины резко сокращается. Сегодня российская армия сидит в казарме, дурью мается. Чем бы ей заняться? На стрельбище не пускают, потому что 1 патрон стоит 30 рублей. А солдату дается всего 10 патронов на год пострелять. В советское время в десантных войсках требовалось два рожка – 60 патронов в неделю. Шли непрерывные тренировки, были огромные нагрузки. На "дедовщину" не было времени. Вот, для сравнения: пуск одной ракеты комплекса С-300 на полигоне сегодня обходится в $1 миллион. Но в то же время бюджет, о котором с гордостью говорят в "Арбатском военном округе", не позволяет дать солдату больше 10 патронов в год! Армия должна заниматься своим делом – готовиться к войне. Ну и посмотрите, как идет сегодня идет эта подготовка.

"Y": Вы согласны с претензиями в адрес российских офицеров взводного, ротного и батальонного звена, которые должны контролировать ситуацию в казармах днем и ночью?

В.А.: Офицер не должен дневать и ночевать в казарме. Это не его задача. Этим должен заниматься сержант. Мы допустили серьезную ошибку, когда тех старшин, которых в 30-е, 40-е, 50-е годы, которые дневали и ночевали в казармах, сделали прапорщиками и мичманами, превратив их в полуофицеров. Они ушли из казармы, а сержантов и старшин, которые бы стали хозяевами в казармах, взамен не дали. Это произошло в середине 60-х годов. А офицеру сегодня все "до лампочки". Посмотрите на его зарплату – сегодня российский офицер получает в среднем порядка 6-8 тыс. рублей.

"Y": Но разве контрактники не находятся в привилегированном положении?

В.А.: Разве вы не слышали недавнее заявление помощника председателя правительства, разбирающегося в армейских делах боевого генерала Владимира Шаманова, которое почему-то не тиражируют? Он признался, что контрактный принцип призыва в Вооруженные силы потерпел в России крах. Большинство контрактников уходят. Люди рассчитывают на квартиру и нормальную зарплату, но вместо этого не имеет ничего. Кроме того, опыт боевых действий на Северном Кавказе свидетельствует, что зачастую в бою призывник ведет себя лучше, чем контрактник. Ведь цель контрактников – заработать деньги, отвезти или переправить зарплату семье. Рисковать и соваться под пули за скромное жалованье будет далеко не каждый из них. Поэтому и стараются набирать контрактников в нищих регионах – Тверской, Псковской и других областях. В итоге огромный процент людей бросает службу. А государство пытается на уровне законодательства заставить их возместить стоимость формы и т.д., чтобы остановить массовое бегство из армии.

"Y": Комитет солдатских матерей требует "вооружить" каждого солдата мобильным телефоном. Считают, что это позволит снизить случаи "дедовщины". Ваш комментарий.

В.А.: У многих мобильные телефоны уже есть. Но это не спасет. Причины дедовщины – в совокупности факторов. У нас в обществе имеется трагическое расслоение – первостатейная "дедовщина". Все это автоматически перетекает в армию. Факты вопиют: заведующая детским садиком ударила ребенка в грудь и проломила ему грудину. В республике Горный Алтай группа молодых людей поймала пожилого человека и 4 часа пытала его – только потому, что он им не понравился. Здесь же случай с рядовым Сычевым. Его избили в новогоднюю ночь. Но в эту ночь в России было совершено огромное количество преступлений, связанных с насилием над личностью. Я ни в коем случае не оправдываю мучителей Сычева, но его случай – это лишь сотая процента от общего количества таких фактов. В армию зачастую идут не самые лучшие представители нашего общества. А офицеры, с их нищенской зарплатой, имеют одну мечту – дослужиться, чтобы получить квартиру, и пошла она, эта армия, куда подальше!

"Y": На невеселой ноте мы завершаем разговор... А что-то хорошее в российской армии происходит?

В.А.: На горизонте ничего позитивного нет. Я с большой тревогой смотрю в ближайшее будущее. В условиях, когда у нас полностью размыты идеалы и нет больших целей, задача по удвоению ВВП, конечно, внушает уважение. Но за эту идею солдат не пойдет на смерть, а тот же миротворец не будет до конца выполнять свою задачу в Южной Осетии.

"Y": Спасибо за интервью.

Выбор читателей