Буш остался в состоянии войны

Как бы ни играли словами авторы Стратегии национальной безопасности, очевидно, что ее "идеалистичность в целях" весьма далека от "реалистичности в средствах", и у Америки нет возможности перестроить мир по единому лекалу




Вчера Джордж Буш представил в Вашингтоне Стратегию национальной безопасности, начинающуюся с утверждения: "Америка находится в состоянии войны". Глава Белого дома вновь подтвердил, что главной угрозой национальной безопасности является терроризм, поддерживаемый "агрессивной идеологией ненависти и убийств". Для борьбы с этой угрозой Америка должна способствовать "продвижению свободы, правосудия, человеческого достоинства", поскольку они являются альтернативой "тирании и отчаяния". Эти устремления США, по словам Буша, помогут избавить мир от тирании и покончить с терроризмом, поскольку "свободные правительства сознают свою ответственность перед гражданами..., не угнетают людей, не нападают на другие свободные нации". Таким образом, "продвижение свободы сделает Америку более защищенной", – заявил Буш, подчеркнувший, что представленная им стратегия "идеалистична в целях и реалистична в средствах".

Вряд ли кто-нибудь возьмется спорить с Бушем насчет "идеалистичности" представленной им концепции. Сделать весь мир гармоничным сообществом демократических наций – задача утопическая, поскольку принципы демократии западного типа не хотят сами по себе прививаться на просторах Азии и Африки, Южной Америки и даже Европы. Американцам приходится продвигать свои идеалы посредством осуществления военных операций, успешность которых вызывает изрядные сомнения. Да, режим талибов или Саддам Хусейн были свергнуты, однако только в горячечном бреду можно назвать Афганистан и Ирак демократическими государствами. Там есть правительства, которые ничем и никем не правят, а также оккупационные войска, которые эти правительства охраняют. Это легко объяснить, обратившись к тексту Стратегии, где содержится утверждение, что "свободу нельзя навязать, ее необходимо выбрать".

Однако похоже, что эти слова вставлены в документ просто для красоты слога и не несут никакой смысловой нагрузки. Ведь США не собираются останавливаться на достигнутом. В опубликованной Стратегии названы "деспотичные режимы" (Северная Корея, Иран, Сирия, Куба, Белоруссия, Бирма и Зимбабве), которые, видимо, подлежат "демократизации" в первую очередь. Особое внимание в документе уделяется Ирану: "Возможно, нам не грозит такой большой опасности ни от одной другой страны, как от Ирана. Иранский режим спонсирует терроризм, угрожает Израилю, пытается подорвать мир на Ближнем Востоке и демократию в Ираке". Последнее обвинение базируется на данных американской разведки, согласно которым Иран снабжает иракских боевиков оружием и взрывчаткой, а также пропускает иностранных боевиков в Ирак через свою границу. Иран в ответ на эти обвинения заявил, что готов провести прямые переговоры с США по иракской проблеме. Любопытно, что в день представления Бушем Стратегии национальной безопасности Иран оказался в центре внимания американских конгрессменов, которые проголосовали за внесения законопроекта, предусматривающего введение санкций за помощь Ирану. Если законопроект будет принят и обретет силу закона, то США будут вводить санкции против компаний, инвестирующих средства в энергетический сектор Ирана, а также государств, которые не препятствуют частным вложениям в иранскую энергетику, поскольку подобные инвестиции помогают Тегерану приблизиться к созданию оружия массового уничтожения. Правда, Госдепартамент отказался от поддержки этого законопроекта, однако Кондолиза Райс назвала Иран "центральным банком террора", в очередной раз давая понять, кто является главным врагом Америки.

Ну а в борьбе с врагами, как известно, не следует пренебрегать никакими средствами. В Стратегии сообщается, что "в случае необходимости, исходя из давнего принципа самообороны, мы не исключаем использование силы до того как произойдет нападение (на США), даже при сохранении неопределенности в отношении времени и места нападения со стороны противника". Таким образом, любое государство может быть превентивно атаковано, даже если существует лишь гипотетическая опасность удара по Америке. Немудрено, что при таком раскладе США "должны сохранять и расширять национальную мощь... и сохранять вооруженные силы, не имеющие себе равных". Впрочем, мощь Америки, по мнению авторов Стратегии, основывается не только на оружии, но также "опирается на экономическое процветание и активную демократию, зиждется на прочных альянсах, дружбе и международных институтах, которые позволяют продвигать свободу, процветание и мир в единстве целей с другими государствами". Поэтому, говорится в документе, США будут отдавать предпочтение не силе, а международной дипломатии.

Напомним, что концепция превентивного удара была сформулирована в предыдущей версии Стратегии, обнародованной в 2002 году. Тогда Россия характеризовалась как "партнер в войне с террором", который переживает "многообещающий переходный период, стремясь к демократическому будущему". В документе, который был озвучен вчера, Россия также не осталась незамеченной. Однако на этот раз в адрес Москвы были обращены упреки в отходе от демократических принципов: "Недавние тенденции, к сожалению, указывают на снижающуюся приверженность демократическим свободам и институтам. Мы будем работать над тем, чтобы убедить российское правительство продвигаться вперед, а не назад по пути свободы". США собираются тесно сотрудничать с Россией по стратегическим вопросам, представляющим общий интерес. Географическое положение России, а также "ее мощь" являются предпосылками для оказания огромного влияния "не только в Европе и своем ближайшем окружении, но также во многих других регионах, имеющих жизненно важное значение для нас – на Ближнем Востоке, в Южной, Центральной и Восточной Азии... Мы должны призывать Россию уважать ценности свободы и демократии внутри страны и не препятствовать делу свободы и демократии в этих регионах", – гласит текст документа. Таким образом, прочность отношений между Вашингтоном и Москвой будет зависеть от того, какой политики будет придерживаться Россия как внутри страны, так и в международных отношениях.

Как бы ни играли словами авторы Стратегии, совершенно очевидно, что ее "идеалистичность в целях" весьма далека от "реалистичности в средствах". На самом деле, у Америки нет возможности перестроить мир по единому лекалу, а что касается возможностей воздействия на Россию, то они, пожалуй, исчерпаны. Всякое напоминание о том, что Москва что-то кому-то "должна", не вызывает у Кремля ничего, кроме протеста. Единственным утешением для Буша должно служить то обстоятельство, что Стратегия не является документом, который обязывает Америку к каким-то действиям. Это просто изложение позиции нынешней американской администрации, не более того.

Выбор читателей