Россия и ВТО: пролет, еще пролет

Дела наши с ВТО пошли из рук вон плохо. К саммиту G8 завершить переговоры уже точно не успеем. Многосторонние переговоры продвигаются вяло; на двусторонних – ничего обнадеживающего




"Ключевой задачей внешнеэкономической политики на 2006 г. является завершение переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию", – заявил недавно глава Минэкономразвития Герман Греф на коллегии министерства. И тут, как назло, дела наши с ВТО пошли из рук вон плохо. К саммиту "восьмерки" завершить переговоры уже точно не успеем, и весь вопрос теперь в том, стоит ли вообще с ними спешить.

Многосторонние переговоры продвигаются вяло. Состоявшееся неделю назад очередное заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО (в которой участвуют 58 стран) не принесло ожидавшихся результатов. Российская делегация рассчитывала в этот раз согласовать 13 разделов доклада рабочей группы о торговой политике России (определяющего общие условия вступления страны в ВТО), но утверждены были только три. В целом же из 48 разделов доклада пока согласовано только 19. Вообще никакого прогресса не достигнуто по разделу таможни, так что на вторую половину апреля намечены специальные многосторонние консультации по вопросам, связанным с таможенным режимом. "Россия добилась большого прогресса на двусторонних переговорах, однако необходимо ускорить работу на многостороннем фронте", – подытожил заседание председатель рабочей группы Стефан Йоханнесон.

Однако и на двусторонних фронтах, при ближайшем рассмотрении, ничего обнадеживающего, а скорее, наоборот. Соединенные Штаты – наш главный и уже практически единственный серьезный оппонент – не уступают оставшиеся переговорные "бастионы". Таковыми являются вопросы доступа на российский рынок некоторых видов сельскохозяйственной продукции и авиатехники, уровень субсидирования российского сельского хозяйства, облегчение доступа в РФ иностранных банков и страховых компаний (в частности, возможность открытия ими филиалов), а также проблема несоблюдения в России прав интеллектуальной собственности. Обе стороны говорят о постепенном продвижении в решении этих вопросов, однако их круг почему-то не сужается. Российская неуступчивость вполне объяснима: отступать дальше некуда. Ведь вопрос ставится уже непосредственно о выживании отечественного сельского хозяйства, авиапрома и банковской системы, нуждающихся в известном протекционизме. Скажем, разрешенный уровень субсидий аграриям и так окажется у нас в десятки раз ниже, чем в Европе. А если разрешить иностранным банкам открывать в РФ филиалы (кредитные учреждения, работающие по правилам "родины" банка и недоступные для надзора ЦБ РФ), то Центробанк рискует потерять контроль над развитием кредитно-финансового рынка страны, а национальная банковская система может не выдержать конкуренции.

Неуступчивость США вызывает недоумение. Некоторые эксперты полагают, что она является следствием неблагоприятного для Джорджа Буша политического расклада, который не позволяет президенту идти на уступки России – стране, вызывающей "беспокойство" у США (согласно их новой доктрине безопасности).

Но у России скоро может прибавиться проблем на переговорах. Европейский союз, протокол по ВТО с которым был подписан 2 года назад, близок к тому, чтобы поставить вопрос о пересмотре достигнутых соглашений. Повод для этого в Брюсселе придумали довольно странный: проблему взимания Россией компенсационных сборов за транссибирские перелеты. Тема эта не новая: десятки лет зарубежные авиакомпании платили СССР (а затем России) определенную мзду за то, что им разрешалось летать между Европой и Восточной Азией кратчайшим путем – через территорию Сибири. Помимо диспетчерских сборов, они уплачивали при этом некую компенсацию "Аэрофлоту". И с таким положением вещей никто не спорил, поскольку экономия авиакомпаний на топливе и во времени была более значительной, чем компенсационные сборы, оцениваемые в $300-400 млн в год (точная их сумма является коммерческой тайной "Аэрофлота", получающего, по оценкам, порядка 30% этих денег). Но затем в дело вмешался Брюссель: европейские чиновники сочли "плату за транссибирские перелеты" нарушением свободы конкуренции и стали добиваться изменения ситуации. В конце концов, им это удалось: одновременно с подписанием соглашения с Евросоюзом по ВТО (в 2004 г.) Россия взяла на себя обязательство к 2013 г. "модернизировать" систему пресловутых платежей. Это обязательство было в дальнейшем неоднократно подтверждено российской стороной, в том числе на самом высоком уровне. Причем стороны согласились с тем, что ВТО и авиаплатежи – вопросы совершенно не связанные. Да и по сути оно так: ВТО не занимается (по крайней мере, в настоящее время) транспортными вопросами.

Однако в начале этого года дело приняло новый оборот. В январе Европарламент рекомендовал Еврокомиссии добиваться скорейшей и полной отмены "транссибирских" платежей, увязав этот вопрос с вступлением России в ВТО. А буквально на днях Совет министров ЕС дал комиссару ЕС по делам транспорта Жаку Барро мандат на ведение переговоров с Россией по авиаплатежам. И тот заверил европейских министров, что непременно увяжет эту тему с обязательствами России в рамках ВТО. А хитрый переговорщик Паскаль Лами, который два года назад, будучи комиссаром ЕС по вопросам торговли (теперь он является гендиректором ВТО), буквально "пристегнул" тему авиаплатежей (причем, он вообще не имел мандата вести по ней переговоры с РФ) к соглашению с Россией по ВТО, теперь утверждает, что "всегда было ясно, что членство России в ВТО будет зависеть в том числе и от отмены этих пошлин на европейские авиалинии". Некоторые эксперты полагают, что если Россия согласится сейчас вновь обсуждать с ЕС тему авиаплатежей, то это будет означать и возвращение к обсуждению двустороннего соглашения по ВТО. Не исключено, что Брюссель при этом выдвинет новые условия и по другим темам, например, по энергетической. Припомнят России ее газовый конфликт с Украиной, да и выставят новым условием вступления в ВТО ратификацию Договора к Энергетической Хартии и подписание Транзитного протокола к ней.

Евросоюз – не единственный партнер, готовый возобновить с Россией уже завершенные переговоры по ВТО. В ходе последнего раунда многосторонних переговоров Грузия во всеуслышание заявила о подобном своем намерении. Совершенно очевидно, что здесь мы имеем дело с очередным приступом антироссийской истерики, не оставляющей Тбилиси уже довольно длительное время. Главный российский переговорщик по ВТО Максим Медведков утверждает, что почти все проблемы на российско-грузинских переговорах "лежат вне сферы ВТО и носят политический характер".

Однако и это еще не все: на днях стало известно, что пересмотреть уже подписанный с РФ протокол собирается Молдавия. Кишинев требует провести новые переговоры по таможенным тарифам. "Есть вещи, которые я объяснить не могу", – только разводит руками Медведков. Конечно, и здесь всему виной – политика, в частности, обострившийся конфликт вокруг Приднестровья. Но от этого не легче: отдуваться за политические неурядицы России приходится на вполне экономических переговорах по ВТО.

В свете таких тенденций будет неудивительно скорое появление на переговорах с РФ и еще одного жестко настроенного оппонента – Украины. Ведь все идет к тому, что ее "вступят" в ВТО раньше России – чтобы и она смогла выторговать себе что-нибудь ценное.

Что ж, если так пойдет и дальше, Грефу придется отменить обозначенный приоритет нашей внешнеэкономической политики, отложив вступление в ВТО до лучших времен. Ибо особого смысла унижаться и пускаться в переговоры "по вновь открывшимся обстоятельствам" просто нет смысла. В конце концов, в нашем вступлении в ВТО в наибольшей степени заинтересованы те, кто хочет добиться лучшего доступа на российские рынки товаров и услуг. Вот пусть и постараются обеспечить нам максимально комфортное завершение переговоров.

Ну а нам спешить некуда. Россия экспортирует в основном энергоносители, для которых режим ВТО ничего не прибавит и не убавит: они и так идут нарасхват. Кроме того, отношения с нашим основным торговым партнером – Евросоюзом – уже почти десять лет основываются на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, в основе которого лежат те же самые нормы ВТО. Включены они и в другие двусторонние соглашения о торговле. А чем еще нас завлекают в ВТО? Тем, что Россия получит возможность влиять на решения этой организации и использовать ее механизмы разрешения споров? Но и это довольно сомнительные преимущества: слишком уж скромную роль в мировой торговле играет наша страна, чтобы ее мнение и интересы уважали в этой организации (повторимся, что нефть и газ – это не тема ВТО). Так что наша задача сейчас – не столько в том, чтобы облегчить путь товаров на внешние рынки, сколько в том, чтобы сохранить и развивать производственный и научно-технический потенциал страны. А это значит, что в обозримом будущем нам трудно будет обойтись без столь непопулярных в ВТО протекционистских мер. Иначе скоро России не с чем будет выходить на открытые внешние рынки – кроме все тех же нефти и газа.

Выбор читателей