Россия может потерять свою энергетику

В то время как по России продолжаются аварийные отключения электроэнергии, крупнейшее предприятие по производству современного энергомашиностроительного оборудования вынуждено заниматься выживанием, работая на чужую энергетику




Прошлогодний "блэкаут", спровоцированный аварией на московской подстанции Чагино, оказался не единственной энергетической напастью. И после него аварийные отключения электричества продолжают происходить то тут, то там с угрожающей частотой. Все это в очередной раз заставляет задуматься о состоянии дел в энергетической отрасли, находящейся, по отзывам самого руководства РАО "ЕЭС", в критическом состоянии и требующей срочной модернизации.

На этом фоне несколько удивительным кажется то обстоятельство, что крупнейшая российская компания по производству энергетического оборудования "Силовые машины", которая, по логике вещей в сложившейся ситуации должна быть завалена заказами, закончила прошлый год с убытками. Все это говорит о том, что события мая прошлого года, равно как и последние отключения электроэнергии, так и не сподобили энергетиков приступить к скорейшей модернизации отрасли. Несмотря на понесенные "Силовыми машинами" убытки, проявившиеся при подведении финансовых результатов согласно международной схеме отчетности, в самой компании не склонны впадать в панику. Машиностроители ссылаются на то, что в соответствии с российскими стандартами отчетности, "Силовые машины" все-таки закончили прошлый год с прибылью, составившей около $7 миллионов. И все же в компании признают, что нынешние финансовые результаты хуже результатов 2004 г., хотя и оптимизма здесь никто не теряет.

Связано это с тем, что в 2005 г. "Силовые машины" вышли на перспективные рынки - Индии и Вьетнама. Победив в конкурсной борьбе с такими лидерами энергомашиностроения как Alstom и Marubeny-Toshiba, "Силовые машины" завоевали право поставлять в эти страны оборудование для строящихся там электростанций. Ценой выхода на новые рынки стала разработка за свой счет совершенно новых моделей газовых турбин и парогазовых установок. Именно это впоследствии и привело к снижению прибыли. Но это не столь критично, потому как осуществленные "Силовыми машинами" инвестиции в новые разработки неизбежно обернутся последующими заказами на поставки разработанного оборудования. Переговоры об этом уже идут, и не за горами время, когда серийные образцы новых турбин и генераторов принесут прибыль.

Однако не вызывает радости тот факт, что сложнейшее современное оборудование, производимое "Силовыми машинами", находит сбыт не в России, а за рубежом, в то время как отечественная энергетика работает на устаревшем оборудовании, находящемся "на грани возможного". Российские энергетики по-прежнему не спешат заниматься модернизацией, что в конечном счете неизбежно отразится и на "Силовых машинах".

Изначально, когда осуществлялась продажа акций "Силовых машин", в результате которой основными владельцами компании стали РАО "ЕЭС" и немецкий концерн Siemens, считалось, что немцы поделятся с российскими коллегами технологиями, лицензиями и научными разработками, а РАО "ЕЭС", выступая в качестве акционера и стратегического инвестора, обеспечит компанию пакетом заказов и инвестициями. Пока же загруженность "Силовых машин" заказами со стороны РАО "ЕЭС" крайне невелика, то же самое можно сказать и об инвестициях, без которых энергомашиностроительная компания не сможет осваивать новые технологии и завоевывать рынки.

Поговаривают и о том, что РАО "ЕЭС" рассматривает возможность "поделиться" своим пакетом "Силовых машин" с "Газпромом", и даже о том, что со временем компания станет частью какой-либо крупной корпорации. К сожалению, все эти "наполеоновские" планы не говорят, как будут решены проблемы "Силовых машин" с инвестициями, а всей России - с модернизацией энергетической отрасли. Пока же главные акционеры компании утопают в "громадье планов", изношенность оборудования на российских электростанциях оценивается в 60% и с каждым годом только растет.

Выбор читателей