Ливанский "буфер" заранее буксует

Основной упор в попытках разрулить противостояние Израиля и "Хезболлы" делается на введении некоей силы, которая станет буфером между шиитскими боевиками и израильтянами. Но у этого проекта масса недостатков


ФОТО: AP



В анекдоте с "бородой" старая муха, перед тем как вылететь в открытую форточку, старательно билась о стекло. Молодой мухе, недоумевающей, зачем это нужно, старая гордо объясняла, что молодежь самоуверенно хочет добиться всего, не прикладывая никаких усилий и не идя ни на какие жертвы... Похожая ситуация сложилась сегодня вокруг "Хезболлы" и попыток ведущих стран и крупных мировых структур решить проблему, перелицовывая старые схемы. Не перелицовывать их никак нельзя: ведь других методик решения проблем еще не придумано и не наработано. А не принимать участия в решении проблемы – смерти подобно: ведь эти структуры тогда докажут, что они изжили себя. И их лидеры осознают это. Как осознают и то, что неадекватными действиями создадут прецеденты, которые потом ударят бумерангом как по ним, так и по всему мировому сообществу.

Но перейдем к конкретике. Основной упор в попытках разрулить противостояние Израиля и "Хезболлы" делается на введении некоей разделяющей силы – например, военно-наблюдательного контингента, который станет буфером между шиитскими боевиками и израильтянами. У этого проекта масса недостатков и практически никаких плюсов, если не считать за таковые громко звучащие "политкорректные мантры".

Во-первых, эти "буферные войска", по сути, должны будут, в отличие от наблюдателей ООН типа ЮНИФИЛ, иметь мандат на ведение боевых действий. Мандат, опять-таки выданный ООН. Это значит, что они должны будут иметь полномочия физически "осаживать" обе стороны. Интересно представить себе солдат из Ганы или Индии, атакующих ракетный расчет "Хезболлы", расположившийся перед воротами их базы. Куда полетит следующая "Катюша", выпущенная ливанскими шиитами, уточнять не надо? Трудно себе представить также и то, что солдаты контингента будут атаковать израильский, скажем, вертолет, ведущий огонь по ракетной установке "Хезболлы"... Кстати, после того как в последние дни несколько баз ООН попали под огонь, руководство ЮНИФИЛа приняло решение вывести около 50 своих сотрудников с приграничных постов. "Буферным войскам" бежать будет некуда. Им придется воевать.

Во-вторых, планируется размещать "буферные войска" с согласия обеих сторон. Кто будет вести переговоры с "Хезболлой"? Правительство Ливана вроде не контролирует приграничные районы и не командует боевиками. Согласится ли группировка на ввод иностранной армии на территорию своей вотчины – южного Ливана? Может, конечно, и согласиться: иностранные войска в качестве живого щита – это очень удобно. Или же может затребовать ввода "буферных войск" по обе стороны границы, и требовать превращения севера Израиля в демилитаризованную зону... Кроме того, переговоры с "Хезболлой" придадут ей еще большую легитимацию как "равной стороне в конфликте".

В-третьих, так и не понятно, какие страны пошлют свои части для участия в этом "буфере". США и Британии хватает жертв в Ираке. Буш и Блэр решительно поддержали ввод многонациональных сил в страну, но переложили задачу их сбора на Кофи Аннана. Канцлер Германии Ангела Меркель скептически заявила, что для немецкого военного контингента в Ливане ее стране не хватает солдат. Дескать, и так много немцев служат в Конго, на Балканах, и в Афганистане. Французский президент Жак Ширак, в свою очередь, весьма странно высказался по поводу введения французской армии в Ливан. В интервью Le Monde, полном угрожающих намеков в адрес "странного режима в Сирии", президент Франции на вопрос "Существует ли согласие между Францией, США и Израилем по вопросу о разоружении "Хезболлы"?" ответил кратко: "Все согласны с необходимостью применить резолюцию 1559". Далее он отметил, что "в конечном итоге, при отсутствии более эффективного и быстрого решения, США будут рассматривать лишь вариант вмешательства НАТО – его сил быстрого реагирования, которые возглавит штаб европейского корпуса, в чей состав входят части и подразделения Германии, Франции, Бельгии и Испании. Я бы также хотел добавить, что американцы захотят немедленно направить в Ливан этот контингент, который, вероятно, будет определенным образом участвовать в реализации соглашения о прекращении огня. Я повторяю: я не думаю, что это будет хорошим решением. Но кто же тогда, если не НАТО? Международное сообщество в ином формате – другими словами, страны, которые добровольно объединяются для создания такого рода сил. Я убежден, что такие страны есть. В меньшей степени я уверен в том, что найдется страна, которая будет способна возглавить контингент". Ширак откровенно заявил, что не хочет, чтобы Франция возглавляла эти силы или участвовала в процессе непосредственного разоружения ими "Хезболлы". Также, по мнению президента Франции, международным силам надо будет контролировать и ливано-сирийскую границу, так как Сирия явно пытается при помощи "Хезболлы" дестабилизировать ситуацию в Ливане, мстя за изгнание своих войск. При этом Ширак избегал упоминать о роли ООН в сборе военного контингента, неоднократно повторив о необходимости выполнения резолюции 1559 о полном разоружении боевиков на юге Ливана.

Кстати, и французы, и американцы, и немцы готовы и на компромиссный вариант – усиление ливанской армии как материально, так и зарубежным персоналом, в качестве "воюющих инструкторов". Госдеп США уже перевел $10 млн ливанским военным, а Германия готова прислать экспертов по переподготовке ливанских солдат и спецслужбистов.

Есть еще один рассматриваемый мировым сообществом вариант "разруливания конфликта" – относительное "прогибание" под требования шиитских боевиков. Их требование "вернуть территорию фермы Шабаа" – исконно сирийской земли – Ливану активно муссируется в ООН. За их возврат от "Хезболлы" опять планируют потребовать разоружиться. Однако ситуация создает настолько много отрицательных прецедентов и настолько подрывает авторитет ООН, что вряд ли Аннан решится на этот вариант.

Дело в том, что после ухода израильтян из Ливана в 2000 г. Аннан от имени ООН заявил о том, что все территориальные претензии Ливана удовлетворены. Теперь Сирия "одолжила" Ливану кусок своей территории, аннексированной Израилем, чтобы эти претензии опять появились. Игнорирование этого факта ставит жирный крест на легитимации ООН как медиатора в ближневосточных территориальных конфликтах. А также легитимизирует использование методик "одалживания" территорий. Завтра Сирия, например, "одолжит" Ливану и "Хезболле" всю территорию Голанских высот, и этот политический абсурд будет продолжаться?

Все вышеизложенное очень хорошо понимают в США, в Британии, в других европейских странах, да и в верхах ООН. И все понимают, что любое из вышеуказанных решений суть политкорректная попытка поиска решения не там где оно есть, а там, где "светло" – в рамках давным-давно устаревших формул. Тех, которые изредка действовали в контексте конфликтов между государствами. Но никто не решается говорить вслух о том, что любое решение конфликта возможно лишь после устранения со сцены "Хезболлы". Иначе все вернется на круги своя. Разоружить шиитов уже пробовали шесть лет назад под эгидой ООН, но безуспешно. Сегодня любой "буферной международной армии" придется персонально заняться этим весьма кровавым делом. Именно поэтому ключевые западные державы не готовы слать в Ливан своих солдат. Именно поэтому Буш и Блэр не призвали к немедленному прекращению огня в Ливане и свалили создание многонационального контингента на ООН. В Вашингтоне и Лондоне понимают, чем дольше затянется процесс формирования и введения этого контингента, тем меньше сил останется у "Хезболлы". Тем больше шансов на то, что старая перелицованная схема "сработает", и еще некоторое время можно будет продолжать тянуть с изобретением методик борьбы с новыми вызовами современной реальности.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей