Ученые заставили раковые клетки саморазрушаться

Американские исследователи объявили о прорыве в борьбе с онкологическими заболеваниями: им удалось найти вещество, которое запускает процесс самоликвидации в раковых клетках, не трогая при этом здоровые

Десятилетиями ученые ищут лекарство от одного из самых страшных заболеваний современности – рака. В ход идет все: от опыта давно умерших предков до яда скорпиона, подвергнутого радиоактивному излучению. К сожалению, до самого последнего времени эти поиски шли с переменным успехом, однако сейчас ученые заговорили о настоящем прорыве в борьбе с онкозаболеваниями.

В своих исследованиях американские специалисты отталкивались от того, что у здоровой клетки есть встроенный механизм, который в случае ее болезни или какого-то нарушения приводит к саморазрушению. Однако у раковой клетки такой механизм отсутствует. Раковые клетки не самоуничтожаются, что позволяет им развиваться в опухоли.

Недавно исследователям из университета штата Иллинойс удалось разработать синтетическую молекулу, приводящую к саморазрушению раковых клеток. По их словам, это открытие проложит дорогу эффективному лечению рака и поможет спасти десятки тысяч жизней.

Известно, что здоровые клетки содержат фермент procaspase-3, который затем превращается в caspase-3, а тот, в свою очередь, и запускает процесс самоликвидации. Ученые хотели выяснить, могут ли они найти молекулу, которая вызвала бы преобразование procaspase-3 в caspase-3. Для этого они изучили десятки тысяч химических составов и в результате нашли вещество под названием PAC-1, которое обладает этим свойством.

Открытый американскими исследователями препарат уже прошел испытания на лабораторных мышах, и эксперименты подтвердили, что он запускает процесс саморазрушения в раковых клетках и тем самым препятствует развитию опухолей.

Помимо этого, у нового препарата есть большое достоинство: он не подвергает опасности здоровые клетки. В хоте испытаний выяснилось, что его применение не приводит к гибели здоровых тканей организма и воздействует лишь на злокачественные образования. Раковые клетки в 2 тыс. раз чувствительнее к PAC-1, чем здоровые.

Однако ученым предстоит большая дельнейшая работа: они должны провести серьезные испытания на людях, прежде чем можно будет наверняка сказать, что новый препарат обладает достаточной эффективностью для лечения онкологических заболеваний и не имеет побочных эффектов.