Рамсфелд пал. Чейни на очереди?

Вчера Буш заявил, что об уходе из его администрации Дика Чейни и речи быть не может. Однако за несколько дней до выборов президент был столь же категоричен и в отношении теперь уже экс-главы Пентагона


ФОТО: AP



На прошедших выборах в Конгресс США оппозиционная Демократическая партия впервые с 1994 г. получила большинство в Палате представителей. Кто завоюет больше мест в Сенате, решается в эти часы. Все завит от того, каковы будут результаты голосования по штатам Вирджиния и Монтана. Собственно, демократы уже однозначно усилили свое представительство в Сенате, завоевав дополнительно четыре сенатских кресла, а окончательный подсчет может дать им и перевес в этом органе законодательной власти. Вопрос настолько принципиальный, что республиканцы говорят о своей готовности в случае чего пойти на пересчет голосов.

Одновременно с выборами в Конгресс и Сенат в 36 штатах прошли и выборы губернаторов. И здесь победа досталась демократам. Теперь 28 из 50 глав территорий – члены Демократической партии. В то же время губернатор-республиканец Калифорнии Арнольд Шварценеггер, похоже, сохранит свой пост.

Убедительную победу в борьбе за место в Сенате от штата Нью-Йорк одержала Хиллари Клинтон, она опередила кандидата от республиканцев Джона Спенсера более чем на 30%. У американских аналитиков почти не осталось сомнений, что именно Хиллари станет по итогам праймериз кандидатом от Демократической партии на выборах президента осенью 2008 года. Данные национального exit-polls говорят о том, что почти 60% голосовавших готовы поддержать Хиллари Клинтон на будущих президентских выборах.

С редким единодушием аналитики называют главной причиной поражения республиканцев на нынешних выборах ситуацию, которая сложилась у США в Ираке. Другим негативным для нынешней администрации фактором называются многочисленные коррупционные скандалы, потрясшие администрацию Буша в последнее время. В то же время, считает российский политолог Вячеслав Никонов, собственно экономические резоны не сыграли значительной роли хотя бы потому, что в США сохраняется устойчивый экономический рост.

В целом, мнение американцев в отношении разных аспектов войны в Ираке достаточно противоречиво. Опросы показывают, что большая часть граждан считает политику Белого дома в этой стране неэффективной, а то и преступной, учитывая растущие потери среди американских военных и отсутствие перспективы хоть как-то обуздать эскалацию насилия в этом регионе. С другой стороны, недавно вынесенный иракским судом смертный приговор бывшему диктатору Саддаму Хусейну большинство граждан США восприняли вполне позитивно. В то же время, учитывая специфику познаний среднестатистического американца в области геополитики, подобные противоречия мнимые: для большинства приговор Хусейну – суть торжества законности нового "демократического" Ирака, а потери в составе оккупационных войск – провал своих собственных властей, и прежде всего военного ведомства.

Потому известие об отставке главы Пентагона Дональда Рамсфелда, озвученное президентом Бушем, прозвучало громко, но не неожиданно. В ходе избирательной кампании отставки Рамсфелда требовала влиятельный демократ 66-летняя Нэнси Пелоси, которая почти наверняка станет новым спикером Палаты представителей. О том, что глава Пентагона обречен, в эфире CNN в канун выборов открыто заявлял и бывший советник президента США Рональда Рейгана Дэвид Герген.

Сразу после того, как стало известно об отставке Рамсфелда, упали акции американских оборонных компаний-подрядчиков Пентагона. Бумаги Lockheed Martin, Raytheon, Northrop Grumman и General Dynamics в среднем потеряли 2%. Волнения с ценными бумагами на бирже могут продолжаться, если победившие демократы поставят вопрос о вице-президенте Дике Чейни. Последний, как известно, тесно связан с крупнейшими энергетическими компаниями, что давало повод оппонентам нынешней администрации США не раз ставить вопрос о расследовании природы этих связей. Существует мнение, что Чейни мог быть заинтересованной стороной в деле обеспечения близких ему коммерческих структур подрядами в Ираке. Вчера Джордж Буш заявил, что об уходе из его администрации Дика Чейни и речи быть не может. Однако за несколько дней до выборов президент США был столь же категоричен в отношении и Рамсфелда, что не помешало ему после "серии вдумчивых бесед" отправить последнего на покой.

Преемником Рамсфелда, судя по всему, будет бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс. Джордж Буш, озвучивая его фамилию, специально подчеркнул компромиссность этой фигуры: "Если его утвердит Сенат, Боб принесет с собой более чем 25-летний опыт работы в области национальной безопасности, а также репутацию эффективного руководителя, который служил шести президентам, представляющим обе партии, и вырос с должности работника младшего уровня в ЦРУ до директора этого ведомства".

В то же время домыслы о намерениях демократов немедленно вслед за победой устроить Бушу хорошенький импичмент не подтвердились. Нэнси Пелоси уже заявила, что вопрос импичмента для ее коллег-партийцев не приоритетный. Демократы планируют с января приступить к реализации программы "100 часов". В ее пунктах значатся повышение размера минимальной оплаты труда, пересмотр правил влияния лоббистов на законодателей, обязательный характер рекомендаций независимой комиссии по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября, значимое увеличение госфинансирования исследований в области стволовых клеток.

Усиление демократов во властных структурах почти наверняка осложнит и без того небезоблачные российско-американские отношения (по иронии судьбы стойкий критик проводимого Москвой внутри- и внешнеполитического курса республиканец Ричард Лугар, возглавляющий в Сенате влиятельный комитет по внешней политике, сумел сохранить за собой кресло сенатора еще на шесть лет). Демократы традиционно уделяют особое внимание теме прав человека, защиты свобод, соблюдению демократических процедур. Именно демократы много раз обвиняли Буша в излишней доверчивости в отношении Путина, в нежелании жестко ставить перед российским лидером неудобные для последнего вопросы. До президентских выборов в США осталось два года, и нет сомнений, что демократическое большинство в обеих палатах Конгресса все это время будет усиливать пропагандистскую риторику в этом направлении. Для Москвы это тем более неприятно, что у нее самой впереди год больших выборов – парламентских и президентских, и зарубежное общественное мнение сыграет в этих кампаниях не последнюю роль.

С еще большей уверенностью можно предсказать снятие с повестки дня вопроса о скором вхождении России в ВТО и отмене поправки Джексона–Вэника. И то и другое демократы всегда рассматривали как инструмент давления на Россию, и теперь для Буша, в прошлом не раз заявлявшего о своей готовности решить оба вопроса в пользу Москвы, сделать это будет крайне сложно, если вообще возможно.

Выбор читателей