Гробы для Вашингтона не аргумент

"Новый Ближний Восток" будет перманентно взрывоопасным регионом, что позволит вооруженным силам США оставаться там на протяжении неопределенно долгого времени, действуя опробованными методами




Заявления американских политиков и военных, звучавшие в последние дни, позволяют сделать предположение о некоторой корректировке американской линии в Ираке. Сначала Джордж Буш после совещания с высокопоставленными генералами Пентагона признал, что тактику в Ираке следует изменить. Еще дальше пошел высокопоставленный чиновник Госдепартамента Альберто Фернандес, сказавший, что его страна продемонстрировала "высокомерие и глупость" и мир "является свидетелем провала США в Ираке". Однако вскоре после этого представитель Госдепа Шон Маккормак заявил, что слова Фернандеса, говорившего по-арабски, были искажены.

Американцы действительно попали в Ираке в сложную ситуацию. Число погибших солдат скоро перевалит за три тысячи, количество боестолкновений и терактов имеет устойчивую тенденцию к росту. В ходе каждодневных взрывов и нападений на американские военные объекты, конвои и патрули гибнут десятки солдат, а Интернет полнится видеозаписями успешных акций иракских боевиков.

Странным было бы полагать, что вашингтонские стратеги не прогнозировали событий развития по негативному варианту. Вряд ли их ввела в заблуждение та легкость, с которой удалось свергнуть режим Хусейна, и видеокадры с "жаждущими" демократии жителями Багдада, громившими памятники недавнему диктатору, наверняка не вызвали у них слез умиления. Всерьез рассчитывать на то, что в Ираке оккупантов встретят с распростертыми объятиями и стремглав побегут вслед за ними "строить демократию", могли бы только самые отъявленные политические дилетанты. Вряд ли таковыми можно назвать лиц, определяющих ныне внешний курс США, как бы к ним ни относиться.

В Ираке произошло именно то, чего, собственно, и следовало ожидать: первоначальная эйфория весьма быстро сменилась нарастающим хаосом, этноконфессиональным и межклановым противоборством. Но в Белом доме надеялись (и, очевидно, до сих пор продолжают надеяться), что им удастся всем этим управлять. И даже если бы оснований для подобных надежд не было вовсе, другого выбора для Вашингтона, похоже, уже нет. Трансформация национально-государственного устройства Ирака продолжается, и американцы по-прежнему контролируют и направляют этот процесс.

11 октября подконтрольный им иракский парламент утвердил законопроект о федеративном устройстве страны. Таким образом, официально санкционирован процесс создания в стране автономных регионов. Формально новый закон начнет действовать в 2008 г., однако уже сейчас на севере Ирака де-факто существует неподконтрольное Багдаду курдское квазигосударственное образование. Спустя несколько дней курдское "правительство" и "Министерство обороны" Ирака достигли соглашения об официальной передаче контроля в деле обеспечения безопасности в иракском Курдистане местным вооруженным формированиям "пешмярга". Разумеется, на это соглашение было получено "добро" со стороны послов США и Великобритании в Багдаде, а в начале октября столицу иракских курдов Эрбиль посетила госсекретарь США Кондолиза Райс.

Создание других автономных зон практически осуществляется при активном содействии влиятельных политических сил Ирака. В частности, шиитский Высший совет исламской революции активно продвигает идею автономии южных районов, где находится 80% разведанной иракской нефти. Не исключено, что в перспективе появление крупных автономных районов может привести к разделу Ирака на несколько самостоятельных государственных образований.

Интересно, что в этот процесс оказались вовлеченными и группировки, с которыми американцы вроде как борются. Взять хотя бы недавнее заявление печально известного убийством российских дипломатов "Совета моджахедов шуры" (позиционируется в СМИ как иракский филиал "Аль-Каэды") о возможности расчленения Ирака на три части: "Мы не боремся за то, чтобы изгнать оккупанта, или сохранить национальное единство, или охранять границы от неверных. Наш религиозный долг – сделать нормы шариата законом жизни". Эти моджахеды объявили о создании "Исламского государства* Ирак" с центром в Багдаде, включающего несколько населенных суннитами провинций.

Как тут не вспомнить опубликованную в июне этого года в одном из американских военных журналов карту нового "Большого Ближнего Востока", согласно которой территория нынешнего Ирака распределена как раз между "Большим Курдистаном" на севере, суннитским государственным образованием в центральной его части и шиитским арабским государством на юге. Помимо собственно иракской территории с центром в Басре, это гипотетическое шиитское государство включает восточные районы Саудовской Аравии и южное побережье Ирана. По странному стечению обстоятельств, именно в этих районах добывается основная часть нефти региона. Очевидно, что определенные круги в США полагают: именно при этой конфигурации границ будет сподручнее контролировать ближневосточную нефть и маршруты ее транспортировки.

С легализацией курдской армии и все более активными действиями по отложению иракского Юга, контуры трех вышеупомянутых образований – шиитского, суннитского и курдского – прорисовываются все более отчетливо. Однако население всех этих регионов не является этнически и конфессионально однородным, а границы между ними представляются весьма условными. Каждое из проектируемых государственных образований получит в своем составе значительные этнические и конфессиональные меньшинства (например, шиитские кварталы в "суннитском" Багдаде или арабы, переселявшихся при Саддаме Хусейне в иракский Курдистан). Это неизбежно приведет к кровавым столкновениям между ними, а возможно – и с соседними странами. Вспомним наличие крупных курдских и арабских меньшинств в Турции и Иране, "туркмен" и христиан в северном Ираке в районе Киркука, шиитов на востоке Саудовской Аравии и т.д.

Трудно предположить, что американские стратеги с их колоссальным опытом "большой игры" не имеют обо всем этом представления. "Новый Ближний Восток" будет перманентно взрывоопасным регионом, что позволит вооруженным силам США закрепиться там и оставаться на протяжении неопределенно долгого времени, действуя опробованными методами: где подкупом местной элиты (как это было при проведении операции по взятию Багдада в 2003 г.), где традиционной политикой "разделяй и властвуй" (как при назначении номинальным президентом Ирака курда Джаляля Талабани), а где и грубой силой.

Согласно имеющейся информации, командование ВС США планирует сохранить нынешний уровень американского военного присутствия в Ираке (порядка 140 тыс. чел.) до 2010 г., что мотивируется сложностью ситуации и неготовностью местных силовых структур к самостоятельному обеспечению безопасности в стране. Очевидно, что если дрогнут союзники, прежде всего Великобритания (а все к этому идет), то американский экспедиционный корпус придется еще и увеличивать.

В преддверии выборов в Конгресс США большинство избирателей склоняются сейчас на сторону демократов. В этой ситуации администрация Буша пытается маневрировать, выступая с заявлениями о готовности дать в Ираке задний ход и даже называя его "вторым Вьетнамом". В то же время вице-президент Дик Чейни вполне определенно говорит, что Вашингтон не собирается в ближайшем будущем сокращать войсковую группировку в этой стране: "Я знаю, что думает об этом президент. Я сам думаю так же. Мы уверены в победе и не собираемся уходить".

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей