Касьянов решил переманить правых

Уход носителей бренда СПС в РНДС будет своеобразным актом фактического преемничества Касьяновым правой идеи. Однако, учитывая полную потерю правыми симпатий избирателя, эта идея может оказаться губительной


ФОТО: kasyanov.ru



Уже в апреле следующего года на базе Российского народно-демократического союза (РНДС) может возникнуть новая партия. На сей раз оппозиционная и возглавляемая нынешним руководителем РНДС и одним из лидеров "Другой России" Михаилом Касьяновым. Решение об этом было принято на расширенном заседании президиума РНДС, состоявшемся после проведения "Марша несогласных".

Пока речь идет только о намеке на создание партии. В самом РНДС утверждают, что эта общественная организация насчитывает сейчас порядка 40 тыс. человек, лишь немного не дотягивая до установленной законом минимальной численности партий. По тому же закону, новая партия в любом случае не успевает принять участие ни в ближайших выборах в Государственную думу, ни в выборах президента в марте 2008 г., об участии в которых Касьянов уже не раз заявлял.

В окружении экс-премьера говорят, что как раз на этих выборах можно будет проверить "дееспособность будущей партии" в ходе сбора подписей граждан за "единого оппозиционного кандидата". Еще одно обоснование – ставшему президентом России Михаилу Касьянову нужно будет опираться на "свою" партию, которой в Думе образца декабря 2007 г. по понятным причинам не будет. Если следовать такой логике экс-премьера, телодвижения по созданию партии, которая в будущем должна стать ведущей парламентской "прокасьяновской" силой, выглядят понятными.

Эксперты же всерьез данную аргументацию не рассматривают. Большинство наблюдателей склонны полагать, что долгосрочных оппозиционных проектов в России пока нет (впрочем, не оппозиционных – тоже), и пока все "заходы" на следующий политический цикл (2008-2012) – не более чем сотрясения воздуха. А об озабоченности лидера РНДС президентской "основой" вообще серьезно говорить не приходится.

Однако декларация о намерениях сделана, и этот факт игнорировать нельзя. Тем более, что не так давно Михаил Касьянов довольно определенно заявлял о неготовности преобразовывать свое общественное движение в партию. Нынешняя перемена свидетельствует о явной коррекции курса, и тому есть свои причины. Их, по крайней мере, две.

Во-первых, в РНДС могли счесть опыт взаимодействия с другими оппозиционными организациями, прежде всего с Объединенным гражданским фронтом Гарри Каспарова, не столь успешным. Одна из проблем – скрытое соперничество Касьянова и Каспарова друг с другом за право стать "истинным" лидером объединенной оппозиции.

Каждый из них действительно является центром притяжения. Причем, что Касьянов, что Каспаров притягивают порой одних и тех же. В деле реализации своей idea fix – окормлении в едином центре право-левой антипутинской (в широком смысле – антикремлевской) оппозиции, оба выполняют необходимую часть работы. Однако логика лидерства делает их союз даже на тактической прямой довольно неуверенным. Касьянов в публичном пространстве определил свое место как лидера сначала демократической оппозиции, а потом и оппозиции вообще. Сегодня эта вводная его соратниками по "Другой России" (куда входит и Каспаров) уже не рассматривается как данность. Отсюда – попытка усилиться за счет нового качества лидерства – в реальной политической партии. Желание стать лидером партии (или сделать заявку на это), к тому же активной – означает необходимость встать на ступеньку выше, уйти от статуса маргинала и легализоваться в качестве активного политика. Насколько это удастся, вопрос другой: заявления относительно десятков тысяч реальных членов РНДС выглядят слишком уж невероятными на фоне малочисленных массовых мероприятий с участием их лидера.

Во-вторых, Михаил Касьянов очень точно уловил последние подвижки на правом фланге. Вопреки тиражируемым заявлениям лидера СПС Никиты Белых, эта партия умирает. Финансирование иссякает, и успех правых в Пермском крае ситуацию, вопреки надеждам, не изменил. Рано или поздно Белых останется один на один со своими партийцами, брошенный спонсорами и теми немногими людьми в администрации президента, с которыми он еще вел диалог. И тогда ему, или другим людям из числа управленцев правых, нужно будет искать себе новую "крышу". Ею не сможет стать ни "Яблоко", которое тоже на издыхании, ни, тем более, "Свободная Россия", которая вряд ли захочет трудоустраивать видных правых.

Остается – гипотетическая партия Михаила Касьянова. Последний уже сегодня сверхпримирительно комментирует звучавшие на последнем съезде СПС жесткие реплики в адрес "Другой России", РНДС и собственной персоны. Можно считать, что стадия переманивания функционеров из СПС началась. Активный участник "Другой России" Иван Стариков, баллотировавшийся в свое время на пост лидера СПС и проигравший Белых, поможет новым соратникам, ведь определенное влияние в правой среде у него до сих пор сохранилось. А уход носителей бренда СПС, даже мелких региональных лидеров, в касьяновскую структуру будет своеобразным актом фактического преемничества Касьяновым правой идеи. Однако, учитывая полную потерю правыми симпатий избирателя, эта идея может оказаться губительной.

Правый поворот может произойти как раз после мартовских выборов в региональные заксобрания, на которых Никита Белых возглавит сразу все 14 избирательных списков СПС. Если правые проиграют, их агония неизбежна. В этом случае определенный президиумом РНДС апрель как месяц возможного преобразования общественного движения в партию приобретает понятную аргументацию.

Выбор читателей