Мелкие собаки стали продуктом мутации

Все природное многообразие ближайших друзей человека, как выясняется, обусловлено всего лишь незначительными различиями в генах. И мир обрел маленьких собак только благодаря изменениям в ДНК

Верные друзья человека относятся к одним из самых удивительных животных. В мире безумно много разнообразных пород собак, причем все они весьма не похожи друг на друга. Ученые всегда задавались вопросом, почему эти четвероногие отличаются по размеру. Такие контрасты не характерны для других млекопитающих.

Последние исследования показали, что на внешность питомцев влияет один-единственный ген. Специалисты из американского Корнельского университета взяли для эксперимента три тысячи собак, принадлежащих к 143 породам. Было обнаружено, что у всех зверей небольшого роста наблюдаются мутации в гене, который у большинства животных отвечает за физический размер. У их крупных сородичей в отдельных случаях подобный ген вовсе отсутствует.

Более подробно ученые проанализировали ДНК псов крупных пород - таких как ирландский волкодав, сенбернар и немецкий дог, а также небольших собак вроде чихуахуа, фокстерьера, шпица и португальской водяной. У последних имелась особая цепочка ДНК, в составе которой обнаружен ген, отвечающий за выработку гормона IGF-1. Это вещество и определяет размер животного. Такой ген есть даже у человека.

Экспериментаторы отмечают, что это весьма удивительное явление, когда так много пород маленьких собак прошли через одинаковые генные мутации. Это подтверждает тот факт, что, несмотря на многочисленные различия, IGF-1 сыграл немаловажную роль в эволюции этих животных.

Вероятно, мутация гена роста более десяти тысяч лет назад обусловила появление маленьких собак. В течение последующего времени селекция его продолжалась. На это повлияли и постоянные миграции человека, нередко бравшего с собой четвероногого спутника. Так что приходилось приспосабливаться и к окружающей среде.

Все домашние собаки произошли от волков. Это были первые животные, которых человеку удалось приручить. Волки и сегодня выглядят так, как в доисторические времена. Сохранились практически без изменений. Однако собаки в этом плане ушли далеко вперед. Иногда сложно поверить в то, что ближайшими их сородичами являются все-таки серые хищники. Загадка этого разнообразия долго не давала ученым покоя. Они утверждают, что последние открытия станут основой для исследования расстройств, связанных с ростом.