Noga подбирается к беззащитному Стабфонду

После ареста во Франции активов ряда российских организаций по иску фирмы Noga аналогичная угроза нависла над иностранными счетами Стабилизационного фонда РФ




Скандал с арестом во Франции банковских счетов ряда российских организаций, который был осуществлен по иску швейцарской фирмы Noga, грозит нашей стране серьезными неприятностями. Дело в том, что сумма претензий компании может быть увеличена на порядок. В связи с этим аналогичная угроза нависла над иностранными счетами Стабилизационного фонда. Как отмечает издание "Газета", механизм защиты от подобного развития событий в Министерстве финансов РФ разрабатывал заместитель министра Сергей Сторчак, однако после его ареста в ноябре 2007 г. по обвинению в попытке хищения бюджетных средств заниматься этой работой стало попросту некому.

Кроме того, арест российских счетов во Франции может негативно повлиять на котировки акций ВТБ, считают аналитики. По их мнению, несмотря на то, что сам банк не является ответчиком по иску швейцарской компании, сообщение об аресте счетов, обслуживающихся в банке VTB France, вызовет обеспокоенность инвесторов, в первую очередь зарубежных, сообщает телеканал "Вести".

О том, что судебные приставы наложили арест на ряд активов российских государственных компаний и госструктур во Франции, стало известно в минувший понедельник. Этот факт официально подтвердили пока только Минфин и пресс-служба российского ВТБ: там заявили, что помимо активов Банка России и РИА "Новости", заморожены счета самого ведомства, Внешэкономбанка, Минэкономразвития, Роскосмоса, Рособоронэкспорта, Росатома и других организаций. В свою очередь, главный редактор РИА "Новости" Светлана Миронюк сообщила, что аресту подверглась сумма в €79 тыс. в парижском филиале австрийской "дочки" ВТБ - VTB Europe. Кроме того, по неподтвержденной информации заморожены также счета Управления делами президента России. Теперь у российской стороны есть срок до 2 февраля, чтобы добиться снятия ареста со счетов или удовлетворить запросы швейцарской компании, пишет "Газета". В противном случае деньги с замороженных счетов уйдут в пользу Noga.

"Разрешить ситуацию с арестом российских счетов во Франции можно лишь одним способом - заплатить нашей компании", - отметили представители фирмы. Однако в Министерстве финансов РФ заявили, что Россия намерена опротестовать арест банковских счетов во Франции и потребовать возмещения ущерба. Соответствующую ноту ведомство уже направило французским властям. "Арест был наложен без предварительного уведомления правительства РФ или владельцев блокированных счетов, - говорится в официальном сообщении Минфина. - Ни на одном из этих счетов нет средств, принадлежащих правительству РФ".

Как отмечают адвокаты, привлеченные российской стороной, швейцарская компания ввела в заблуждение французские судебные органы, поскольку права требования по решениям Стокгольмского арбитражного суда, вынесенного в пользу Noga в 1997 г., в настоящее время ей не принадлежат. В свое время фирма уступила права по этим судебным решениям в пользу ряда швейцарских банков, а впоследствии, в результате серии последующих уступок, их приобрела российская сторона. Таким образом, полномочия требовать возмещения от России денежных средств, выданные ранее компании Noga этими кредитными организациями, были аннулированы. "Компания Noga не имеет более финансовой или иной заинтересованности требовать возмещения по решениям Стокгольмского арбитражного суда, на основании которых она предприняла последние действия по блокированию российских активов в Париже", - отмечается в пресс-релизе Минфина.

Напомним, судебное разбирательство между фирмой Noga, поставлявшей в Россию продовольствие и товары народного потребления в обмен на нефтепродукты, и правительством РФ началось в далеком 1993 году. Тогда наша страна расторгла заключенный между указанными сторонами договор о поставках в Россию продовольствия и товаров народного потребления в обмен на нефтепродукты, и швейцарская компания потребовала возмещения ущерба в размере $680 млн, поскольку, по условиям соглашения, Москва отвечала за неисполнение обязательств своим имуществом. Noga добилась положительного для себя решения в Стокгольмском арбитражном суде и с тех пор неоднократно пыталась арестовать российское имущество за границей. Среди этого имущества были парусник "Седов", а также образцы сверхсовременных самолетов на авиасалоне в Ле Бурже в 2001 году.

Последним инцидентом стал арест в 2005 г. коллекции французской живописи из Пушкинского музея, которую провозили через швейцарскую границу на выставку. За арестом стояла именно Noga, которая заявила о своем праве конфисковывать любой российский груз, не обладающий дипломатическим или государственным иммунитетом. В числе арестованных картин находились 54 полотна: творения Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Эдуарда Мане, Клода Моне, Поля Сезанна и других знаменитых художников. Общая стоимость полотен составляла $1 миллиард. В итоге спустя пять дней после ареста Федеральный совет Швейцарии разрешил вывезти произведения искусства из страны.

В 2006 г. конфликт вроде был улажен: долг перед Noga выкупил американский бизнесмен российского происхождения Александр Коган. Сумма сделки не разглашалась. Но кому достались эти деньги - вопрос. Как заявил в интервью еженедельнику "Огонек" президент Noga Нессим Гаон, он не продавал российский долг Когану. По словам Гаона, бизнесмен провернул сделку через банки, которые хоть и действовали в интересах швейцарской компании, но не имели права продавать долг. При этом затраты Когана президент Noga оценивает в $40 миллионов.

Интересно, что общая сумма долга - как настаивают в Минфине, урегулированного - составляет около $70 млн, однако адвокаты швейцарской компании уже заявили о намерении взыскать с России около $800 миллионов. Именно такой суммы, по их подсчетам, достиг размер долга со всеми пенями и штрафами. Пока же, для начала, Noga требует с правительства РФ $110 миллионов. В Минфине же считают, что единственной целью швейцарцев является намерение вынудить правительство РФ вновь вступить в переговоры об урегулировании ее финансовых претензий. При этом наши адвокаты отмечают, что арест, наложенный на счета Банка России, является прямым нарушением французского банковского законодательства. Поэтому российская сторона надеется, что претензии Noga будут сняты после того, как во Францию поступят документы с юридически оформленными возражениями. Уверенность в том, что эта крайне неприятная ситуация разрешится в самое ближайшее время, высказал и глава МИД РФ Сергей Лавров. "Она (ситуация) будет урегулирована в соответствии с международным правом, с российской позицией, - заявил он. - В данном случае было предпринято явно поспешное решение, не основанное на фактах".

Выбор читателей